Ссылки для упрощенного доступа

Сити любит Путина


Финансисты в Лондоне высоко оценивают деятельность российского правительства
Финансисты в Лондоне высоко оценивают деятельность российского правительства

Не понятно, почему российские власти так боялись Лондонского экономического форума и не пустили на него чиновников и руководителей государственных компаний. По слухам - чтоб не светились на светских пьянках и не участвовали в эмигрантских тусовках. Оппозиционным духом в Лондоне, в отличие от тех времен, когда по Вестминстеру бродил Борис Березовский, выступали Андрей Илларионов и Михаил Касьянов, и не пахло.


Десятки бейджиков с фамилиями демонстративно отсутствующих (к примеру, руководителя «Роснефти» Сергея Богданчикова) видели на регистрации все желающие. Отсутствие российских чиновников и руководителей российских госкомпаний на Лондонском форуме было блистательным.


Единственный чиновник, выступивший на первой сессии, пригласив к себе инвесторов – был премьер-министр Татарстана Рустам Миниханов. Дозволение на его выезд было получено, видимо, в связи с тем, что в Казани в мае пройдет выездное собрание Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Ведущий пленарного заседания глава компании KPMG Russia/CIS Роджер Манингс мягко предположил, что бойкот Форума со стороны Кремля связан с делом Березовского и ухудшением отношений России и Великобритании, а также предстоящим посланием Путина Федеральному собранию.


Далее тональность выступлений на Форуме представителей западного бизнеса по отношению к России стала архикомплиментарной.


Финансист Роджер Манингс заявил, что Россия добилась большего, чем любая развивающаяся страна: инфляция 9%, ответственная монетарная политика Минфина, внешний долг уменьшился раз в 10 - всего 5% ВВП. Стабилизационный фонд - 108 миллиардов долларов. Растет уровень жизни. Есть всего одна серьезная проблема – дефицит квалифицированных кадров. Председатель группы международных операций «Ренессанс-Капитал» Крис Бакстер пообещал, что Москва станет мировым финансовым центром, большим, чем Нью-Йорк, расписав прелести проекта «Москва-сити». Билл Браудер, глава инвестиционной кампании Hermitage подчеркнул, что российский рынок акций с 1997 года вырос в 77 раз и сегодня Россией занимается 284 инвестиционых фонда.


Глава ЕБРР Жан Лемьер говорил о необходимости диверсификации экономики и инвестиций в регионы. Фактически он оправдал политику Путина в сфере нефти и газа, сообщив, что государство российское, оказывается, хочет иметь их иметь под своим контролем «для блага народа». По его словам, «нефтяное проклятие может стать для России благословением». Эндрю Саммерс, президент Американской торговой палаты долго рассказывал, что власть России, наверное, хочет использовать методы Рузвельта 30-х годов по государственному инвестированию в инфраструктуру.


Председатель правления банка Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф пообещал в своем выступлении не быть «пуделем российской администрации». И сообщил, что мир в 90-е годы был уверен, что Россия обанкротится и развалится, но он-то верил в возможность преобразований. И теперь видит, что страна ориентируется уже не только на сырьевую составляющую. ( Хотя другой выступавший до него говорил о том, что 87 % доходов России – экспорт энергоносителей.)


Опытный банкир очень осторожно намекнул на нынешний перегрев финансовых рынок и предупредил: «Они с энтузиазмом реагируют на бум, но так же резко они могут среагировать на даже небольшой спад».


Ханс-Йорг Рудлофф рассуждал о необходимости твердой руки, вспоминая, что успешное восстановление Германии прошло под контролем оккупационной администрации, и без жесткой руки не было бы германского экономического чуда. К тому же реформы заняли в Германии почти два десятилетия.


Как сказал г-н Рудлофф: «И вот все увидели другую Россию - уверенную, гордую экономическим движением вперед. В общем, не та это Россия, которую рисует миру необъективная пресса». Прессе от финасиста досталось за то, что она не видит очевидных достижений страны.


Благолепную атмосферу взорвал журналист агентства Dow Jones Джеффри Смит, который публично ответил банкиру Рудлоффу: «Не пресса перекрывала перекачку нефти в Германию, не она убила Александра Литвиненко, не пресса приняла расистские законы, запрещающие иностранцам торговать на рынках. К тому же рынок в России - инсайдерский. И выигрывают там те, кто в ладах с властями».


Г-н Рудлов и сидевшие в президиуме стали убеждать присутствующих, что не требовали от прессы менять позицию, а просили о большей взвешенности: надо понять, что «Россия гигантская стройплощадка», к тому же и Америка не сразу строилась.


Председатель правления банка Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф в беседе со мной сказал: «Политические свободы в России существуют!», и посоветовал не забывать о прошлом: «Еще недавно существовал СССР, который был абсолютным врагом Запада, а теперь есть совсем другая Россия, где все же кое-какие политические свободы есть, что становится ясно, если сравнить Москву с Пекином».


Единственной заметной фигурой, близкой к российской власти, стал на Форуме миллиардер, депутат Думы Александр Лебедев. Он начал спорить с утверждением, что если экономические показатели России прекрасны, то все хорошо. Попенял правительству Фрадкова на то, что оно и не снижет налоги и не увеличивает социальные расходы (те же пенсии составляют 27 % от заработка, а недавно еще они достигали 40%). Фрадков, по его словам, не вкладывает деньги Стабфонда в инфраструктуру. В общем, Лебедев изложил платформу партии «Справедливая Россия», но аплодисментов финансистов удостоился не очень громких.


Депутат Лебедев сбалансировал свою критику правительства Фрадкова тезисом, что если к власти придут Каспаров и Касьянов, то он тогда из России эмигрирует. Мне он сообщил, что его не устраивает митинговщина и отсутствие у оппозиции содержательной программы.


Г-н Лебедев также заявил, что дискуссия о третьем сроке Владимира Путина очень полезна, она не дает ему превратиться в хромую утку. Кроме того, по словам Лебедева, было бы полезно, чтобы в 2008 году Путин занял один из высших государственных постов: к примеру, стал бы председателем правительства


И лишь на круглом столе, (где Билл Браудер чуть ли не под овации сообщил, что «Газпром» подорожал в 100 раз), прозвучали слова писателя Виктора Ерофеева о том, что стабилизация в стране искусственна, что Россия при власти Путина идет не к Западу, а к Ирану, что возможна и революция, хотя эволюция была бы предпочтительна. Слушали эти пророчества не очень внимательно.


Поведение западных финансистов и банкиров объясняют слова Криса Бакстера из «Ренессанс-Капитала»: «Даже те, кто не любит режим в России, едут туда, потому что они знают, где пахнет деньгами, и потому Россия будет и в этом году на первом месте в мире по IPO - первичному размещению акций».


Деловой Лондон верит Владимиру Путину.


XS
SM
MD
LG