Ссылки для упрощенного доступа

Мир продолжает соболезновать кончине Бориса Ельцина


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Марк Крутов: Мир продолжает соболезновать кончине Бориса Ельцина, поистине выдающейся фигуры, без которого Россия была бы совершенно не такой, какой мы ее знаем. Всем, кто знал первого президента России, он запомнился чем-то своим. Для меня, например, точка отсчета кадры, на которых Ельцин бросает на трибуну свой партбилет, а финальный аккорд, как, наверное, для многих, новогоднее прощальное обращение президента в уходящем 2000 году. Не могу не вспомнить и о болезни Ельцина. Мне, да, наверное, и многим, кто вовсе не был его сторонником, было больно и грустно смотреть, как буквально на глазах ухудшалось состояние здоровья Ельцина, и так же радостно было видеть, как быстро он поправляется после успешной операции на сердце. О многом из того, что было в промежутке между началом и концом ельцинской эпохи вспоминали вчера, вспоминают сегодня и будут вспоминать еще долго: соратники, люди, работавшие с Ельциным, и просто его современники, многие из которых именно благодаря нему добились успехов в политике. Воспоминания о Борисе Ельцине собирал Олег Кусов.



Олег Кусов: Президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, бывший глава администрации первого президента России Сергей Филатов так говорит о главных заслугах Бориса Ельцина.



Сергей Филатов: Я думаю, самое главное в состоянии Бориса Николаевича, что, ну, на первых порах, конечно, вместе с Горбачевым они сделали все для того, чтобы в мире нас не воспринимали со страхом. Вторая важнейшая сторона внутренняя заключается в том, что мы поверили друг в друга, мы поверили в то, что мы можем жить в другой России, мы можем жить в свободной России. Пожалуй, из всех компонентов демократических я бы ему должное отдал за два: первое - он сделал Россию выборной и второе - он сделал Россию со свободными средствами массовой информации. Это очень важно. Все остальное, конечно, он не мог успеть сделать, потому что это требует колоссального времени и колоссальных сил, колоссальной консолидации и просвещения населения. То, чего, конечно, за один срок или два срока выборов сделать невозможно.



Олег Кусов: Эпоха Бориса Ельцина показала, что россияне жаждали перемен, они голосовали не столько за Ельцина, сколько за его дела.



Сергей Филатов: Когда его избирало более 50 процентов россиян, это говорило за то, что эти люди не просто за Ельцина голосовали, они голосовали за то, что делает Ельцин. И это было самое главное. То есть это было желание людей увидеть другую страну. Не все получилось, конечно. Это вполне естественно, потому что, когда есть противостояние, то редко бывает только положительный результат. Это не зависит от одного человека. Это, к сожалению, зависит от общества. Если общество не может договориться, то - либо противостояние, либо потом война. Мне кажется, что Борис Николаевич не только определил основные все позиции новой России, он сделал все для того, чтобы исключить и выйти из состояния гражданской войны, которая, вполне вероятно, грозила нам несколько раз за эти годы.



Олег Кусов: Доктор юридических наук, бывший вице-премьер правительства России и министр по делам национальностей Сергей Шахрай охарактеризовал первого президента России как сторонника федеральных отношений.



Сергей Шахрай: Да, причем убежденным. Не на уровне знаний теоретических, это было его мировоззрением, убеждением, интуицией, если хотите. Страна катилась по югославскому сценарию, гангрена распада коснулась уже Северного Кавказа нашего и других регионов. Действовал в режиме пожарной команды.



Олег Кусов: Директор Института современной политики, бывший замминистра по делам национальностей и региональной политике Владимир Лысенко указал на главную, по его мнению, ошибку первого президента.



Владимир Лысенко: Я думаю, это самая печальная была страница в нашей истории и в истории Бориса Николаевича, когда он с Борисом Березовским подбирал наследника, кто будет после Ельцина возглавлять наше государство. Я думаю, что послушавшийся Березовского, Борис Николаевич, конечно, сделал колоссальнейшую ошибку, приведя к власти нынешнего главу государства. А, может быть, он написал политическое завещание, чтобы после смерти его прочитали. Я очень надеюсь, что, может быть, в этом завещании мы узнаем правду о том, что думает Ельцин о нынешней власти, о нынешнем лидере.



Олег Кусов: Но Владимир Лысенко считает, что есть многое, за что Ельцина надо благодарить.



Владимир Лысенко: Мы должны быть благодарны Борису Николаевичу, как и Михаилу Сергеевичу Горбачеву, что все-таки они смогли, как говорится, прорубить окно в Европу в таком тоталитарном государстве, которым был Советский Союз 70 лет. Это была тяжелейшая и почти невыполнимая задача. Поэтому я считаю, что Борис Николаевич, как ледокол, в общем-то, несмотря на колоссальную кучу проблем, свой еще такой постсоветский стиль руководства и многие другие, в общем-то, недостатки, в целом выполнил свою историческую задачу - он сломал коммунистический режим. То, что он сломал, у него получилось достаточно, мне кажется, хорошо. Но, увы, у него очень плохо получалось, чтобы строить что-то новое. И мне кажется, это, конечно, было его проблемой и в то же время, наверное, он, как человек, не мог, в общем-то, многие вещи переступить и сделать это в демократическом направлении.


Мы дважды предлагали ему создать мощную демократическую партию, первый раз в 1990-1991 году на базе демократической платформы в КПСС, по опросам общественного мнения, около 7 миллионов коммунистов готовы были выйти из КПСС и войти в новую демократическую партию, если бы во главе ее встал Ельцин, Горбачев или Александр Николаевич Яковлев. Но, увы, к сожалению, ни один из них, в том числе и Борис Николаевич, этого не сделал. А через короткий период времени мы предлагали ему "Демократическую Россию", это коалицию всех демократических сил России возглавить и создать действительно мощнейшую демократическую партию, которая дала бы и хороший старт созданию многопартийной системы в России. Но лично при мне тогда Борис Николаевич заявил: "Я президент всех россиян, а не одной партии". Я думаю, что это была его величайшая ошибка, и мы сегодня пожинаем плоды этой ошибки, поскольку, не имея серьезной политической партии, сегодня мы и не способны бороться с тем авторитарным режимом, который у нас установился.


XS
SM
MD
LG