Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Александр Сокуров дебютирует в Большом театре в качестве оперного режиссера


Программу ведет Андрей Шароградский. Прини мает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.



Андрей Шароградский : Завтра в Большом театре состоится премьера оперы "Борис Годунов". Ею дебютирует на оперных подмостках выдающийся кинорежиссер Александр Сокуров. Главные партии исполняют солисты Большого театра. За пультом - Александр Ведерников. Хотя по совпадению премьера спектакля о царе Борисе пройдет в день похорон Бориса Ельцина, политических аллюзий ни у кого не возникает. В этой связи, может быть, стоит вспомнить, что во времена застоя Годунова на Таганке запретили только потому, что в день премьеры болел Брежнев. Рассказывает Марина Тимашева.



Марина Тимашева : В Москве внезапно сделалась пушкинская неделя. В маленьком театре "Тень" представили фантастически-изобретательный спектакль по смешной пьесе Коковкина, посвященной Александру Сергеевичу. На сценах театров Наций и Эрмитажа гастролирует петербургский Пушкинский центр со спектаклями по "Борису Годунову" и "Русалке". Одну из книг издательской серии Пушкинского центра оформил художник Юрий Купер. Он же - автор изумительных декораций к опере Мусоргского "Борис Годунов" в Большом театре



Юрий Купер : Мы должны увидеть даже в царской палате не просто, что там зеленые, голубые и красные росписи, а ощущение чего-то ушедшего, забытого, такой археологии, выгоревших гобеленов. Кроме того, поскольку работаешь с Сокуровым, это должно быть очень кинематографично, то есть должно быть движение, такой язык полукино, полуязык театра.



Марина Тимашева : Юрий Купер предложил систему сменяющихся занавесов из легких тканей. Их способность к мгновенной трансформации, невозможность заранее предсказать, что еще с ними произойдет, создает тревожную поэтическую атмосферу. Картинка монохромная, черно-белая, иногда в нее включаются золотистые тона. Однако режиссура Александра Сокурова вступает в противоречие с замыслом художника. Сокуров предложил вполне традиционное решение, ничего не осовременивал, политической актуальности не искал, но к генеральной репетиции не сумел "одушевить" ни главных героев, ни массовки. Отвечая на вопрос, что привело его в оперный театр, Александр Сокуров сказал:



Александр Сокуров : Любовь к музыке и любовь к музыке моей мамы, конечно. Потом, конечно, встреча с Ростроповичем, дай бог ему здоровья, и его горячая уверенность в том, что мне обязательно надо работать в опере. Но я лишь пришел сюда немножко поучиться этому ремеслу. Я ничего нового не хочу внести. Я пытаюсь создать произведение, которое может просто стать небольшим звеном вот этой культурной цепи русской традиции классической оперы. Никаких нововведений внешних в этой опере не будет, и я не могу себе этого позволить в силу просто того, что я только начинаю работать в этом жанре. Не знаю, буду ли я когда-нибудь работать. Не связываю свою жизнь будущую с оперой, и в силу того, что существует некая обязанность моя, как режиссера, перед теми, кто до меня создавал в оперном жанре большие, большие произведения.



Марина Тимашева : Сокуров говорит, что ему важнее всего человеческая история, особенно любовь Бориса к сыну, и что он ставил спектакль о " счастливых людях". Без дополнительных разъяснений понять эту логику сложно. Взять хоть арию Бориса Годунова начинается словами "но счастья нет в душе моей".




XS
SM
MD
LG