Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Белый дом вступает с Конгрессом в решающий бой за Ирак. Сможет ли Россия ослабить американский антиракетный щит? Права психических больных подрывают права остальных американцев


Юрий Жигалкин: Белый дом вступает с Конгрессом в решающий бой за Ирак. Сможет ли Россия ослабить американский антиракетный щит? Права психических больных подрывают права остальных американцев. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Белый дом вступает в решительный бой с законодателями, пытаясь предотвратить одобрение законопроекта, где предусмотрено ограничение срока иракской кампании. После нескольких недель дебатов конгрессмены подготовили окончательный вариант документа, где увязывается финансирование операции с выводом американских войск.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Утром во вторник президент Буш выступил с критикой демократов в Конгрессе, подготовивших законопроект, в котором финансирование войны в Ираке и Афганистане увязывается с графиком вывода американских войск из Ирака. Буш в очередной раз пообещал наложить вето на этот законопроект, который, по словам президента, поощрит тех, кто готовит атаки на американских солдат в Ираке и угрожает безопасности американцев в их собственной стране.



Джордж Буш: В ноябре прошлого года американцы выразили разочарование ситуацией в Ираке и желание изменить нашу стратегию в Ираке. Я принял это к сведению. Сегодня генерал Дэвид Петреус осуществляет стратегию, коренным образом отличающуюся от прежней. Американский народ не голосовал за провал – а это именно то, что гарантирует законопроект демократических лидеров в Конгрессе.



Аллан Давыдов: Президент заявил это на следующий день после того, как лидеры обеих палат Конгресса договорились о том, чтобы в билль о чрезвычайных расходах, в том числе на финансирование в этом году иракской и афганской кампаний, был включен график вывода американских войск из Ирака. Демократы, согласны с тем, что он должен быть составлен с учетом развития ситуации в Ираке, успехов иракского правительства в экономической, политической и военной сферах, но настаивают на том, чтобы поэтапный вывод войск в любом случае начался не позднее 1 октября и завершился не позднее 1 апреля 2008 года. Президент Буш добавил, что готов встречаться с лидерами Конгресса столько раз, сколько понадобится для преодоления разногласий.


Спустя несколько часов в адрес демократов поступило более жесткое заявление от вице-президента Ричарда Чейни, присутствовавшего на еженедельной встрече законодателей-республиканцев. Чейни, избегающий делать заявления для прессы в здании Конгресса, на этот раз продемонстрировал глубокое раздражение позицией лидера демократического большинства в Сенате Гарри Рида - одного из главного вдохновителей законопроекта, предлагаемого президенту на подписание. Вице-президент обвинил видного сенатора не только в том, что тот поверхностно информирован относительно ситуации в Ираке, но и в том, что за последние пять месяцев Рид, по его словам, трижды существенно менял свою позицию в вопросе о финансировании иракской кампании.



Ричард Чейни: Что более всего тревожит во вчерашних комментариях сенатора Рида – это его пораженчество. Буквально на прошлой неделе он сказал, что война уже проиграна. В то время именно инициируемый им законопроект с графиком вывода войск из Ирака гарантирует поражение. Видимо, это политический расчет. Некоторые демократические лидеры, похоже, считают безоговорочную оппозицию хорошей политикой. Сам сенатор Рид говорил, что война в Ираке принесет его партии больше мест на следующих выборах. Цинично объявлять войну проигранной, рассчитывая на получение политического преимущества.



Аллан Давыдов: В ответ лидер демократов в сенате Гарри Рид в резких выражениях заявил, что даже не считает нужным парировать обвинения со стороны вице-президента.



Юрий Жигалкин: Не стала ли давать результаты российская непримиримость России идее американской противоракетной обороны? Закончившиеся безрезультатно переговоры министра обороны США в Москве и новые критические заявления по поводу антиракетных планов Вашингтона, сделанные во вторник российским министром иностранных дел, впервые заставили американских экспертов предположить, что Белому дому придется поступиться кое-чем из своих планов. Вот что говорит известный американский военный эксперт сотрудник фонда «Наследие» Бейкер Спринг.



Бейкер Спринг: Эта конфронтация, разворачивающаяся на наших глазах, не нужна никому. Она во многом результат недоразумений, ведь Россия и США почти нашли почву для сотрудничества в области противоракетной обороны в ельцинские времена, когда эта идея обсуждалась комиссией Росс-Мамедов. К сожалению, позже администрация Клинтона прервала эти переговоры, поскольку она вообще намеревалась отказаться от концепции противоракетной обороны. Сегодня русские решили, по-видимому, отчасти взять реванш за прошлое унижение и вступили в демонстративное дипломатическое противостояние с Вашингтоном. Я думаю, оно вряд ли завершится желанным для Кремля результатом – отказом США от установки антиракетных комплексов в Европе, но желание снизить накал конфронтации может заставить Вашингтон согласиться с предложениями, которые уменьшат эффективность этих систем.


Если Россия в конце концов согласится партнерствовать в этой программе, то это антиракетная система и без того крайней лимитированная – всего десять ракет-перехватчиков в Европе – так и останется в состоянии зародыша. Мое личное мнение: если Москва останется на своей принципиальной позиции, то есть принципиальное «нет», то США должны воспользоваться возможностью и во время переговоров с Польшей и Чехией обсудить вопрос создания гораздо более эффективной системы ПРО – с элементами космического базирования, как предлагают некоторые эксперты.



Юрий Жигалкин: Но пока, насколько я понимаю, нет никаких свидетельств того, что администрация Буша пойдет таким путем?



Бейкер Спринг: Нет. Пока все свидетельствует о том, что американская администрация попытается принять во внимание многие из российских возражений, попытается удовлетворить Москву. Вопрос, на мой взгляд, состоит лишь в том, где будет, образно говоря, последняя линия обороны для Вашингтон. Будет ли он готов выхолостить идею, заложенную в основу антиракетной системы, настолько, что она останется таковой лишь в названии.



Юрий Жигалкин: Это был американский военный эксперт. Интересно, что во вторник, уже после встреч в Москве, будучи в Польше, министр обороны США Роберт Гейтс еще попытался уверить Россию, что ей нечего опасаться. Разговор может, по его словам, может идти даже о предоставлении ей гарантий того, что антиракетные системы и через много лет не будут представлять для нее опасности.


Впервые в истории автомобильной промышленности японская «Тойота» отобрала у «Дженерал Моторс» почетное право называться крупнейшим в мире производителем транспортных средств. В первом квартале года покупатели приобрели 2 миллиона 350 тысяч «Тойот» - на 10 тысяч больше, чем «Бьюиков», «Понтиаков», «Шевроле» и «Кадиллаков». Успех японского концерна – отражение давно начавшейся тенденции: в то время как японские производители сумели довести до блестящего совершенства фордовскую идею конвейерного производства, собирая машины быстрее, дешевле и более высокого качества, чем конкуренты, американские производители, некогда избалованные отсутствием реального соперничества, никак не могут сократить затраты на производство и добиться японской производительности. Впрочем, «Дженерал Моторс» обещает дать бой «Тойоте» и сохранить первенство, принадлежавшее ему 73 года, он был лидером еще до рождения «Тойты». У американского концерна еще есть время, официальные результаты подводятся по итогам полного года.


70 процентов жителей крупнейших мусульманских стран – Египта, Индонезии, Пакистана и Марокко – считают, что цель Соединенных штатов – ослабить и разобщить мусульманский мир. Таков один из основных выводов опроса общественного мнения, проведенного американской социологической организацией World Public Opinion . Если верить этим выводам, жители исламский стран считают, что главный лозунг, под которым Соединенные Штаты пытаются объединить дружественные правительства, - «Война с террором» - используется для оправдания войны с исламом. Интересно при этом, что сравнительно небольшое количество респондентов – около 30 процентов – оправдывают атаки на американские войска в Ираке и Афганистане. Одной из явных жертв войны с террором в глазах общественного мнения исламских стран стала «Аль-Каида» и ее лидер бин Ладен. Меньше трети опрошенных высказались положительно о бин Ладене и террористической сети, хотя 70 процентов солидарны с ее, как им видится, конечной целью – утверждением общества, базирующегося на законах шариата.


Почему у психически больного человека, устроившего кровавую баню в Вирджинском университете, оказались права, которые он не должен был иметь, - например, приобрести оружие, да и вообще находиться в обществе, которому он представлял откровенную и очевидную опасность? Этот вопрос задается сейчас многими, в том числе и медиками, которые говорят, что трагедия в Вирджинии – еще и отражение серьезных проблем в американском отношении к психическим больным. Я попросил подробнее рассказать об этом профессора медицины Даниила Голубева.


Профессор, прежде всего, почему убийце удалось с легкостью приобрести пистолеты?



Даниил Голубев: Да потому что он не числился откровенно психически неуравновешенным в федеральном базе данных. И сведения о том, что он неустойчив или болен психиатрически, не были доступны продавцу оружия, даже если бы он хотел эти данные получить.



Юрий Жигалкин: А что мы знаем о том, почему человек, которого боялись окружающие, делом которого даже занимался суд, не был помещен в психиатрическую лечебницу, где ему явно и было место?



Даниил Голубев: Под влиянием движения за предоставление равных прав всем гражданам страны в 60-е годы было допущено невероятное послабление в режиме контроля за психическими больными. Огромное их количество было выпущено из психиатрических больниц в вольную жизнь, и их, так сказать, контакт с медицинской службой ограничивался только раздачей им лекарств при редких посещениях центра психического здоровья. Между тем, то количество людей, которые получают сегодня всякого рода психотропные лекарства, чуть ли не в 10 раз превосходит то количество больных реальных, которые должны были бы быть в госпитале и подвергаться принудительному, если необходимо, лечению. Это серьезная проблема, и она дает о себе знать такими выплесками. Но эта трагедия, конечно, ни в какое сравнение со всем прочим не идет.



Юрий Жигалкин: Профессор, как говорят критики, уничтожение сети психиатрических лечебниц, что отчасти, кстати, стало результатов книги и фильма «Пролетая над гнездом кукушки», привело к уникальной ситуации: к значительному расширению класса бездомных, благодаря выпущенным из лечебниц, и к тому, что душевно больные сами оказались ответственными за свое здоровье. Так ли это?



Даниил Голубев: Дело в том, что индивидуальная психиатрическая служба, если так можно выразиться, то есть наблюдение за конкретным больным на протяжении длительного времени, подменена периодическими контактами с ними, в основном для выписки им лекарств, которых сейчас великое множество. И вот эта сама практика такого поверхностного контроля за психическим здоровьем огромных масс людей, она порочна в своей основе. Другое дело, что нельзя всех запереть в психиатрические больницы. Но более тщательное и индивидуальное контролирование в тех же центрах должно выявлять наиболее опасных субъектов, а оно не выявляет.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Даниил Голубев.


Иногда статус легенды помогает избежать тюрьмы. Вилли Нельсон, стареющий ветеран кантри-музыки, сексуальной революции и движения хиппи, не отправится в тюрьму за обладание марихуаной и галлюциногенными грибами, которые были обнаружены в автобусе певца в результате случайного остановки его полицией на пути на один из концертов. После того, как легендарный певец признал свою вину, судья приговорил его к тысяче долларов штрафа и условному шестимесячному заключению…


XS
SM
MD
LG