Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Веселые картинки» собирают друзей


На протяжении полувека «Веселым картинкам» удалось сохранить традиции хорошего русского рисунка

На протяжении полувека «Веселым картинкам» удалось сохранить традиции хорошего русского рисунка

За более чем 50-летний срок существования детского журнала «Веселые картинки» с ним сотрудничало немало замечательных художников. В эти дни их работы показываются в выставочном зале Музея Пушкина на Арбате.


По номерам «Веселых картинок» разных лет можно изучать историю книжной графики советского и новейшего времени. Качество иллюстраций здесь всегда было отменным, о чем и сейчас, — говорит главный редактор журнала Инна Антипенко, — в «Картинках» не устают заботиться.


«Самое главное, что нам удалось сохранить, это традиции хорошего русского рисунка. Потому что у нас нет компьютерной графики, у нас все ручная работа. Ее выполняют художники, которые работают уже десятилетия», — говорит Инна Антипенко.


— Ваши персонажи остаются неизменными на протяжении десятилетий. В том смысле, что это одни и те же герои — восьмерка веселых человечков. Но изменился ли в последнее время их облик?
— Был период, когда они были абсолютно мультипликационными, потому что все придуманы, включая Карандаша, еще в 1956 году. Потом они стали более карикатурные, напоминали некоторые шаржи. А мы сейчас получаем очень много писем от читателей, которые хотят вернуть добрую, умильно добрую Дюймовочку. Да и Карандаша хочется сделать чуть-чуть повеселее, подобрее. Посмотрите, вот это работы Сергея Тюнина, знаменитого нашего карикатуриста. Двадцать с лишним лет он работает у нас в журнале. И вот это — обложка пятилетней давности, посмотрите — округлость щек, красный нос, что-то близкое к клоуну.


— У Карандаша?
— Да. А рядом вот замечательная совершенно работа тоже Сергея Тюнина — это у нас, простите, они строят БАМ, веселые человечки на БАМе. Здесь очень много карикатур. Потому что как можно было достаточно серьезно рисовать веселых человечков на БАМе?


— То есть это были времена, когда попробуй откажись от такой тематики, но все-таки...
— Ну, у нас журнал не подвергался никогда такой злостной цензуре, и «Веселым картинкам» всегда позволялось очень многое. Тем более это был все-таки юмористический журнал. Тем не менее, какие-то вещи мы были вынуждены соблюдать, естественно, в те годы.


— Вы говорите, что ваш журнал напрямую никогда не подвергался цензуре, и благодаря этому вашими художниками были такие авторы, которые фактически нигде выставляться-то не могли, не то что печататься.
— Вы знаете, для многих это была единственная возможность заработка. Одна иллюстрация в журнале «Веселые картинки», который все-таки принадлежал ЦК комсомола, равнялась зарплате среднего служащего в Советском Союзе. И, таким образом, такие художники, как Кабаков, Пивоваров, могли существовать за счет этих иллюстраций. И главный редактор журнала тогда Рубен Варшамов, он больше двадцати лет был главным редактором, как раз очень привлекал таких художников и всегда их поддерживал. Потому что он тоже был авангардист.


К сказанному Инной Антипенко, добавим: прослеживать связи между «взрослыми» и «детскими» работами этих художников — увлекательное занятие. Порой и отличия-то никакого нет. Так, рисунки Виктора Пивоварова в «Картинках» вполне могли бы принадлежать к его знаменитым атласам диковинных зверей и растений.


Показать комментарии

XS
SM
MD
LG