Ссылки для упрощенного доступа

Бронзовый солдат поссорил Эстонию и Россию


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Андрей Титов и депутат парламента Эстонии Пеетер Тулвисте.



Дмитрий Волчек: Одним из центральных событий недели стали беспорядки в центре Таллинна, начавшиеся после решения эстонских властей о переносе на кладбище установленного в коммунистические времена памятника советскому солдату. Хроника событий в репортаже Андрея Титова.



Андрей Титов: Еще в четверг днем правительство утверждало, что начаты лишь раскопки с тем, чтобы эксгумировать останки погибших, идентифицировать их и перезахоронить на кладбище. Хотя и об этом премьер-министр Андрус Ансип высказывался в таком ключе, что никаких окончательных решений власти еще не приняли.



Андрус Ансип: Решение о том, куда перезахоронить останки не принято.



Андрей Титов: То, что происходило непосредственно на Тынисмяги на месте мемориала в память о погибших в войне, было скрыто от посторонних глаз специально возведенным шатром. Официальная надпись возвещала, что там ведутся археологические работы. При этом под шатром оказался и сам памятник, известный как Бронзовый солдат. Пресс-секретарь министерства обороны Мадис Микко объяснил это так.



Мадис Микко: Фирмы, которые ведут работы там, просили накрыть как можно больше территории Бронзового солдата, поскольку вокруг этого солдата идут раскопки.



Андрей Титов: К вечеру в четверг на Тынисмяги собралось около тысячи человек. Началось все с оскорбительных выкриков в адрес властей и полиции, а ближе к полуночи это переросло в настоящую потасовку. Полиция и спецназ начали вытеснять людей с Тынисмяги. Вот фрагмент репортажа корреспондента Радио Четыре Кирилла Крабу.



Кирилл Крабу: В полицейских из толпы летит буквально все. Участники акции используют всякие возможности для того, чтобы чем-то кинуть. Это были какие-то световые гранаты. Люди все более и более активно отступают.



Мужчина: Не ходи туда. Туда сейчас травматическое оружие, щиты пришли, шумовые гранаты и травматическое оружие. Травматическое оружие не суйтесь туда даже.



Андрей Титов: Оказавшись вдали от памятника, люди группами по несколько десятков человек приступили к откровенному мародерству. Было разграблено несколько магазинов, перевернуты автомобили и павильоны на остановках общественного транспорта, били окна в домах. Полиция же совершенно не вмешивалась в происходящее. Более часа в районе беспорядков не было ни одного человека в форме. При этом на следующий день комиссар криминальной полиции Эрик Хельдме заверял, что ситуация была под контролем.



Эрик Хельдме: Всегда можно найти какие-то недостатки в действиях правоохранительных органов. Но на данный момент ситуация находится под нашим контролем и не считаем, что она может обостриться.



Андрей Титов: В пятницу утром пришла новость, что Бронзового солдата демонтировали и увезли в неизвестное место. Позже, по заверению властей, памятник перевезут на военное кладбище, но конкретных сроков не называют. Правительство говорит, что решение о демонтаже было принято ночью на экстренном заседании. Хотя рекордно короткие сроки, в которые это было сделано, заставляют усомниться в правдивости данных слов. В ответ на резкую реакцию с российской стороны министр обороны Яак Аавиксоо повторил неоднократно озвученный тезис о том, что правительство Эстонии действует исключительно в рамках законности.



Яак Аавиксоо: Я за рамки закона выходить не вижу никакого смысла и надобности.



Андрей Титов: Вопреки прогнозам, беспорядки, причем еще больше масштабные, повторились в пятницу, при этом они выплеснулись за пределы столицы. Столкновения с полицией произошли и на северо-востоке Эстонии, где проживает преимущественно русскоязычное население. За два дня арестовано около 600 человек, более сотни получили травмы и ранения, один человек погиб. Легко пострадали два десятка полицейских. Ущерб, причиненный эстонской столице, по первоначальным данным уже превысил три миллиона евро.



Дмитрий Волчек: То, что в центре Таллинна начнутся беспорядки, власти не предвидели. И все-таки принятое ими решение о переносе памятника было правильным, - убежден депутат парламента Эстонии Пеетер Тулвисте, к которому я обратился за комментарием.



Пеетер Тулвисте: Я думаю, ни одна страна не может терпеть в своей столице фигуру солдата в мундире, в которых были солдаты, которые отняли у этого государства самостоятельность на 50 лет. Так что, я думаю, то, что сделало эстонское правительство – это единственный выход из сложившейся обстановки. Надо сказать, что весь этот грабеж две ночи подряд - это было неожиданно, мы до этого это видели только по телевидению. И хотя справедливо указывают, что в это было вовлечено 1% русского населения в Эстонии, но оно говорит о том, что если посмотреть, что сканировали эти люди, какие были лозунги типа «СССР навечно», то явно в Эстонии живет много людей, которые отождествляют себя с Россией, но именно с Россией, которая является правопреемником Советского Союза, который завоевала Эстонию. И что это может иметь такие размеры, этого никто не предполагал. Так что надо признать, что в этом смысле это было неожиданно.



Дмитрий Волчек: Но это противостояние не может просто так закончиться, нужно сделать какие-то выводы.



Пеетер Тулвисте: Совершенно справедливо. Я думаю, один вывод, который был и до этого ясен: с 1940 года не было диалога между русскими, проживающими в Эстонии, и эстонцами: то есть теми людьми русскими, которые признают это государство, признают европейскую систему ценностей, надо найти общий язык. Конечно, есть много людей, с которыми он уже найден, я имею в виду тех русских, кто жил в Эстонии исторически, давно уже, с ними проблем нет. Но нельзя исключать остальных, тех, которые хотят жить в стране с такими традициями, где в системе ценностей стоит отдельно человек, а не какая-то идея о том, как преобразовать мир или как стать самым важным государством в мире или еще какие-то сумасшедшие идеи. К сожалению, они довольно популярны, как вы, наверное, знаете, и в современной России и, к сожалению, среди части русских, которые проживают в Эстонии. Так что такой целенаправленный диалог – это одно. И здесь очень важно, чтобы выделились важные фигуры, которые представляют местных русских. С другой стороны, довольно ясно после этих двух месяцев, что у нас слишком много живет людей, которым здесь просто не место. Как мне кажется, вообще которым место не в Европе.



Дмитрий Волчек: Что вы предлагаете – депортировать?



Пеетер Тулвисте: Ни в коем случае. Но надо совершенно открыто этим людям сказать, что если для них важнее отождествлять себя с людьми, которые завоевали эту страну когда-то, то явно они здесь нежеланны. Какой образ мыслей принять – это, конечно, все люди вольны решать сами.


XS
SM
MD
LG