Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Сквотты в Амстердаме


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.



Дмитрий Морозов: В Амстердаме за минувший год закрылось несколько крупных «сквоттов» (анархистских поселений, созданных в захваченных пустующих зданиях) и бесплатных магазинов, где любой желающий мог совершенно даром приобрести одежду и предметы быта.


С организатором последнего оставшегося бесплатного магазина о сквоттерской субкультуре недавно побеседовала корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.



Софья Корниенко: Дом на Преториусстрат был захвачен сквоттерами в несколько этапов в 2001 году и быстро стал многофункциональным центром с двумя общественными столовыми. Два года назад здесь открылся так называемый «бесплатный магазин» ( weggeefwinkel) . Над входом в уютное помещение - неожиданный анархистский флаг. В окне магазина - бумажные барашки и плюшевые игрушки. Говорит один из организаторов Момо Херцберг.



Момо Херцберг: Гости бесплатного магазина сначала спрашивают - сколько это стоит. Потом удивляются, услышав в ответ «нисколько». Я им говорю - вот вещи, как они есть. Они больше не определяются ценой, престижем в обществе. Чашка есть чашка, ее не измеришь в яблоках, грушах или тарелках. Ее ценность в том, что из нее можно пить. И если люди это понимают, то понимают и все остальные принципы анархической борьбы. У нас здесь много разных общественных мероприятий, и все работают бесплатно. Если я здесь подметаю, то бесплатно. Готовлю - бесплатно.



Софья Корниенко: Пару лет назад бесплатные магазины появлялись на карте Амстердама как грибы после дождя. Даже на очень коммерческой улице Ляйдсестраат появился один такой бесплатный магазин класса "люкс". Как и все остальные бесплатные магазины - на базе сквотта. Помню, как год назад я издалека наблюдала за шумным выселением всего сквотта из старинного здания. Магазин закрыли. «Теперь остались в городе одни мы», - говорит мой собеседник. «Как же так? Ведь я всего три недели назад отвозила три мешка одежды в другой такой магазин!»



Момо Херцберг: Этот магазин уже разогнали. Всех сквоттеров из коммуны выселили. У сквотта была странная история. Все захваченные сквоттерами квартиры раньше принадлежали людям из криминального мира, теперь большинство из них арестованы. Образовавшийся на месте квартир сквотт и созданный сквоттерами бесплатный магазин стали форпостом городской партии зеленых. Однако партия проиграла выборы, и магазин закрылся.



Софья Корниенко: В сквотте Херцберга все пока тихо.



Момо Херцберг: Как свободные социалисты или анархисты, мы не стараемся пополнить наши ряды. Мы не пытаемся придти к власти, принимать участие в выборах, побуждать к чему-либо народные массы.



Софья Корниенко: Прямо по-буддистски!



Момо Херцберг: Скорее, по-даоистски. Мы верим не в бога, а в методы, и скромно делаем свою работу. Бесплатный магазин - это еще и особая атмосфера. У нас здесь и народная столовая. Люди приходят посидеть, перекусить, а заодно заходят в магазин. А вещей у нас всегда хватает. Те вещи, которые долго никто не берет, нам приходится выбрасывать на улицу.



Софья Корниенко: А Вам не приходило в голову, что вещей Вам приносят так много именно благодаря культу потребления, благодаря моде на частую смену гардероба?



Момо Херцберг: О, да! Разумеется это так. Вещи, которые нам приносят, почти все произведены в странах третьего мира за мизерные зарплаты. Это касается и одежды, и всякой пластиковой чепухи. Единственное исключение - это книги.



Софья Корниенко: На Западе мы часто покупаем и быстро выбрасываем вещи из стран, где не выплачивается человеческих зарплат и отсутствует система профсоюзов - социалистических завоеваний,по мнению Херцберга.



Момо Херцберг: Просто я мечтаю об обществе, в котором люди работали бы не ради зарплаты. Как писал один украинский писатель-анархист начала 20-х годов прошлого века, проблема коммунистов не в том, что они отобрали частную собственность, а в том, что они сделали трудящихся частной собственностью государства. В бесплатном магазине можно свободно оставить любые вещи, от которых хочется избавиться, но выбрасывать жалко. Также можно взять любые вещи бесплатно. Причем, чтобы что-то взять, совершенно не обязательно приносить что-то взамен. Это ведь не обменный пункт.



Софья Корниенко: Однако погоня за утопией часто заканчивалась насилием.



Момо Херцберг: Ну и что? Я - воинственный сквоттер. Для меня очевидно, что никакие социальные изменения не возможны без конфронтации. Сквотты и бесплатные магазины - это разновидность политической борьбы. Вы должны помнить, в каком контексте все происходит. Большинство нидерландских сквоттеров стали сквоттерами не по собственной воле. Вот я, например, - мужчина 35-40 лет, у меня нормальная работа, я - программист. В компании, где я работаю, я специально выбрал для себя наиболее интересную должность с минимальной зарплатой. Однако на мою зарплату не дадут ипотечной ссуды больше, чем на 85 тысяч евро. На эти деньги жилья не купишь. Так что мне приходится отстаивать свои интересы методами социал-революционной борьбы. Я действую не как отдельная личность, а как часть группы.



Софья Корниенко: А что если все-таки очень захочется оставаться отдельной личностью?



Момо Херцберг: Я всегда так говорю: мы гребем веслами вместе в одной лодке, а если хочешь быть отдельно - прыгай в воду и плыви сам, тебе понравится - там полно акул…


XS
SM
MD
LG