Ссылки для упрощенного доступа

Алексей Комаров: Создание больших, мощных перевозчиков - это благо для пассажиров


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Арслан Саидов : В России учрежден крупный авиаальянс. Соответствующий указ накануне подписал Владимир Путин. Открытое акционерное общество «ЭйрЮнион» объединит пять действующих авиакомпаний, среди которых "Домодедовские авиалинии", "Красноярские авиалинии», «Омскавиа», «Самара», «Сибирская авиатранспортная компания». О том, как это событие может отразиться на российском рынке авиаперевозок корреспонденту Радио Свобода Марьяне Торочешниковой рассказал председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.



Марьяна Торочешникова : Алексей Валентинович, на ваш взгляд, как повлияет учреждение нового авиаальянса "ЭйрЮнион" на расстановку сил в аваиаотрасли в России? Насколько серьезны будут те перемены, которые принесет за собой учреждение вот этого альянса?



Алексей Комаров : Наверное, вряд ли стоит ожидать немедленных каких-то изменений. Те авиакомпании, которые вошли в альянс, уже работают по соглашениям код-шеринга достаточно давно, координируют свое расписание, тарифы. Поэтому то, что сейчас произошло, это просто формальное завершение процедуры создания юридического лица, которое позволит этой новой компании концентрировать финансовые ресурсы, соответственно, может быть выступать более мощно на финансовых рынках для того, чтобы иметь возможность обновлять парк воздушных судов и развивать свою маршрутную сеть.


Что касается расстановки сил, чисто по объемам перевозок "ЭйрЮнион" в составе своего альянса занимал третью строчку в рейтинге российских авиакомпаний по итогам 2006 года после "Аэрофлота" и "Сибири". В принципе, конечно, появление достаточно крупной компании изменяет несколько картину, но изменяет только в первой пятерке. Потому что надо понимать, что сейчас на российском рынке авиаперевозок, будем говорить, десяток наиболее крупных перевозчиков осуществляет практически 95 процентов всех пассажирских перевозок. Поэтому появление такого мощного игрока в пределах этой десятки или пятерки существенного изменения в расстановке сил не сделает.



Марьяна Торочешникова : Алексей Валентинович, на ваш взгляд, какова была цель, вообще, учреждения этого альянса? Не предполагается ли создание этого авиа-альянса для того, чтобы придумать какой-то противовес, возможно, "Аэрофлоту" на рынке?



Алексей Комаров : Цель совершенно очевидна. Я не думаю, что государство тут преследовало какую-то определенную цель. И юридическая сложность, и организационная сложность создания альянса заключалась в том, что во всех компаниях, которые входят в этот альянс, разные доли участия государства. Поэтому очень долго согласовывались вопросы во вновь учрежденной компании, какова будет доля государства и какова будет доля частного капитала. Это очень сильно задержало формирование.


Что касается противовеса. Сейчас на рынке практически из опять-таки первой пятерки чисто государственной компанией является только ВГУП "Россия", которая объединила компании "Россия" и "Пулково". Вот это единственная компания, где 100 процентов принадлежит государству. В "Аэрофлоте" 51 процент принадлежит государству, в "Сибирь" практически 75 процентов частные, и только 25 процентов принадлежит государству. Таким образом, государство не ставит себе амбициозных, насколько я знаю, задач участия в бизнесе авиаперевозок. В основном, это задача контроля, будем так говорить, за стратегически важной отраслью. Тоже самое, вероятно, произойдет в "ЭйрЮнион".


Что касается конкуренции с "Аэрофлотом". Сложно сказать, будет ли физически какая-то конкуренция. Потому что, во-первых, масштабный фактор. В прошлом году "Аэрофлот" перевез 7 миллионов пассажиров, "ЭйрЮнион", как я уже говорил, перевез 3 миллиона пассажиров, то есть в два раза меньше. "Аэрофлот" практически доминирует на большинстве рынков зарубежных перевозок, по крайней мере, регулярных. "ЭйрЮнион", собственно говоря, наоборот, свою деятельность на 80 процентов, наверное, концентрирует на внутренних перевозках. Международный сектор представлен только чартерными перевозками, в основном.



Марьяна Торочешникова : Каким образом учреждение этого альянса может отразиться на интересах потребителей услуг аиаперевозчиков? Станет ли им от этого жить легче, комфортнее, удобнее? Или это всего лишь большая экономическая игра, которая никак не отразится на частных лицах, на обычных людях?



Алексей Комаров : Напрямую, наверное, это немедленно сейчас не отразится. В перспективе создание больших, мощных перевозчиков - это благо для пассажиров, потом что большие, крупные компании имеют возможность более четко, в первую очередь, концентрироваться на безопасности полетов, более четко планировать работу со своим парком, с поддержанием летной годности воздушных судов, что в конечном итоге должно по идее, теоретически, во всяком случае, в позитивную сторону влиять не безопасность полетов. Хотя последние аварии и катастрофы, которые произошли, они как раз, как ни странно, опровергают это положение, потому что все они произошли в крупных компаниях с большой долей концентрации капитала, и с достаточно большим опытом работы.




XS
SM
MD
LG