Ссылки для упрощенного доступа

В Великобритании прошли выборы в местные органы власти


Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин .



Александр Гостев : В Великобритании вчера прошли выборы в местные органы власти. Правящая лейбористская партия потерпела поражение. Если брать результаты - по всей стране, но не столь катастрофическое, как предполагали политологи, отмечавшие некую усталость населения от лейбористов и непопулярность "преемника" Тони Блэра на посту лидера партии Гордона Брауна. Консерваторы одержали победу. Эксперты говорят, что если бы нынешние выборы были парламентскими, то за правых отдал бы голоса 41 процент избирателей. Следует также отметить успех местных национальных партий в выборах в парламенты Шотландии и Уэльса. О результатах британских выборов и о том, как они могут повлиять на исход будущих общебританских парламентских выборов, я в рамках рубрики "Мировая политика" побеседовал с моим коллегой, специалистом по британской истории Кириллом Кобриным.



Кирилл Кобрин : На самом деле особенно удивительного не произошло ничего. Как и ожидалось, лейбористы потеряли определенное количество мест в местных органах власти, но эта потеря была запланированной и не драматической. Консерваторы опять-таки победили в ряде мест, где они должны были победить, и набрали несколько больше мест, чем они раньше имели в местных органах власти, но это тоже, в общем-то, не особенно удивительно, учитывая вообще падение популярности лейбористов и предстоящие парламентские выборы.


Довольно тяжелый урон понесли либерал-демократы - третья партия, которая пытается вклиниться в эту двухпартийную систему Великобритании, состоящей из лейбористов и консерваторов. Но, как мне кажется, начиная с отставки бывшего лидера либерал-демократов Кеннеди, который заявил о том, что он скрывал, что он алкоголик, это дошло до средств массовой информации, поэтому он вынужден покинуть свой пост, это, действительно, был лидер, за которого были готовы голосовать очень многие британцы, которые потеряли веру и в лейбористов, и в консерваторов. Так вот, после ухода Кеннеди, дела либерал-демократов обстоят совершенно не самым лучшим образом.


Так что, в общем-то, на самом деле, ничего особенного не произошло. Но я специально при этом не говорю вам сейчас о партиях, так скажем, национальных в национальных частях Великобритании, то есть Шотландии и Уэльсе.



Александр Гостев : Что говорят эксперты по поводу того, как вот эти выборы в местные органы власти, в том числе в Шотландии и Уэльсе, которые вы только что упомянули, могут повлиять на будущие выборы в британский парламент, собственно?



Кирилл Кобрин : Тут очень сложная ситуация. Я бы даже назвал ее предпатовой. В ближайшие дни Тони Блэр объявит о своей отставке, и будут назначены новые парламентские выборы. Надо сказать, что ни Консервативная партия, ни Либеральная партия, ни тем более либерал-демократы, как ни странно, к этим выборам не готовы.


Начну с правящей партии, с партии лейбористов. Официальный преемник Тони Блэра это Гордон Браун. Гордон Браун не является, скажем так, очень сильной политической фигурой. Он не обладает и не располагает сколько-нибудь (пока, по крайней мере) серьезной общественной поддержкой. Говоря попросту, его не любят.


С другой стороны, Консервативная партия, которую возглавляет Кэмерон. Кэмерон тоже не является сильным лидером. И вообще общественное его появление на телевидении, его выступления и так далее - это его слабое место. Конечно, для британских традиций, с высокими образцами красноречия, которые демонстрирует, например, Тони Блэр, Кэмерон здесь смотрится очень и очень неважно.


Ну и, как я уже говорил, либерал-демократы тоже, в общем-то, пока к этим выборам не готовы. Поэтому предвыборная кампания будет очень интересной. Потому что даже в Лейбористской партии ходят упорные слухи о том, что не сменить ли нам Гордона Брауна на кого-нибудь другого.



Александр Гостев : Вы говорите, что, по мнению политологов, британские нынешние политики первого ряда, в общем-то, все блеклые личности. Может быть, называются какие-то конкретные имена из числа совсем молодых политиков, которым пророчат большое будущее?



Кирилл Кобрин : Нет, нет. Понимаете, дело в том, что персональный кризис в британской политике подпитывается, конечно же, и идеологическим кризисом. Перед нами лейбористы, которые уже не являются лейбористами в старом смысле этого слова, то есть Партией труда. Это не социалистическая и даже не социал-демократическая партия в старом своем виде. В Лейбористской партии внутри существует левое крыло, которое выступает за так называемый истинный лейборизм, но он выглядит очень старомодным в нынешних условиях. С другой стороны, Консервативная партия - это не партия Черчилля, Энтони Идена и так далее. Это партия, которая имеет вполне лейбористские, вполне социал-демократические взгляды на целый ряд общественно важных проблем.


И вот эта смешанность, эта неопределенность позиций двух крупнейших партий - правого крыла и левого крыла, центра - эта ситуация не похожа на Францию, где Саркози и Руаяль довольно жестко противостоят с действительно серьезными артикулированными позициями. Здесь такого нет. И вот в этом, таком неопределенном, туманном политическом поле поэтому либерал-демократы сейчас и проигрывают, потому что они тоже ничего особенно нового предложить не могут. Конечно, разговоры ведутся о конкретных процентах будущих ставок налогов и так далее, но в сущности настоящей идеологической серьезной позиции нет по самым важным вопросам. А важные вопросы - это иммиграция, безусловно, это модернизация (прежде всего, инфраструктуры британской) и, конечно же, это реформа системы здравоохранения. Вот здесь, к сожалению, никаких серьезных, важных и сколько-нибудь отчетливых позиций не существует.



XS
SM
MD
LG