Ссылки для упрощенного доступа

Чейни в Багдаде: буря и натиск иракской стабилизации


Нури аль-Малики и Дик Чейни, Багдад, 9 мая 2007 года
Нури аль-Малики и Дик Чейни, Багдад, 9 мая 2007 года


Белый дом решил подтолкнуть иракское правительство к принятию важных законов, считая, что ближайшие месяцы станут решающими в определении как будущего американского контингента в Ираке, так и самого Ирака - так американские комментаторы объясняют неожиданный визит вице-президента Дика Чейни в Багдад. Во время необъявленного появления в столице Ирака вице-президент встретился с иракскими лидерами и, по его словам, был приятно поражен приверженностью иракцев поиску решений серьезных проблем.


Впрочем, главные заявления Чейни сделал за закрытыми дверями кабинета в американском посольстве в Багдаде, где он встречался с руководителями Ирака. Их суть, согласно неназванным источникам в Белом доме, заключалась в том, что иракцы без промедления должны принять законы, которые помогут обеспечить права всех этнических и религиозных групп. Прежде всего это законы о справедливом разделении доходов от экспорта энергоресурсов, возвращение некоторых прав бывшим членам баасистской партии и закон о проведении местных выборов. Вице-президент Чейни также призвал иракских парламентариев заняться делами и отказаться от двухмесячных парламентских каникул, запланированных на летние месяцы, во время которых парламент закрывается. Это решение возмутило многих критиков администрации Буша в Конгрессе.


Чего пытается добиться в Ираке Белый дом, в то время как скепсис по поводу будущего иракской кампании становится доминирующим чувством в Соединенных Штатах? Вопрос – директору филадельфийского Института внешнеполитических исследований Харви Сикерману.


- Прежде всего, признаков стабилизации ситуации. И, судя по некоторым данным, стратегия применения доминирующей силы дает результаты, по крайней мере, в Багдаде. И это даже несмотря на то, что половина дополнительного двадцатитысячного контингента все еще не прибыла в Ирак. Это самый обнадеживающий знак, поскольку если не удастся обеспечить безопасность даже в Багдаде, то невозможно надеяться на успех ни в чем другом. Перед администрацией Буша стоят гигантские проблемы. Это и нерешительность иракского премьера, который явно маневрирует, не решаясь окончательно порвать с радикальными шиитскими группировками. Он опасается, что в случае ухода американцев эти группировки возьмут реванш за все. Это и политические трения в Вашингтоне, поставившие под вопрос судьбу законопроекта о финансировании операций в Ираке и Афганистане. Это и явные разногласия внутри администрации: как известно, Госдепартамент призывает к сотрудничеству с Сирией и, возможно, с Ираном ради стабилизации Ирака, а в окружении президента в Белом доме – другие настроения.


- Но судя по всему, чем бы ситуация ни обернулась в Ираке в ближайшие месяцы, американские войска скорее всего останутся в стране, по крайней мере до конца президентского срока Джорджа Буша?


- Похоже на то. Но ситуация может в корне измениться, если к осени не будет достигнут ощутимый прогресс, и критики Белого дома сделают вывод, что новая стратегия не сработала, что мы продолжаем нести бессмысленные потери в Ираке. И тогда в Конгрессе может в самом деле принять закон, который свяжет руки президенту, прекратив финансирование операции. Пока большинство законодателей готовы дать президенту чуть больше времени.


XS
SM
MD
LG