Ссылки для упрощенного доступа

Кирилл Кобрин: Тони Блэр - один из самых крупных британских премьеров за последние 150 лет


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Андрей Шарый и Кирилл Кобрин.



Александр Гостев: Тони Блэра называют одним из самых успешных британских премьер-министров Великобритании последних десятилетий. О политическом наследии Блэра и о причинах, по которым он заявил о своей отставке именно сейчас, мой коллега Андрей Шарый беседовал с обозревателем Радио Свобода, специалистом по истории Британии Кириллом Кобриным.



Кирилл Кобрин: Блэр и руководство лейбористской партии думают о будущем. 10 лет находятся у власти лейбористы, 10 лет находится у власти Тони Блэр (в мае как раз исполнилось 10 лет), и, конечно, за 10 лет британские избиратели устали от лейбористов. При всех положительных чертах премьерства Тони Блэра (он действительно сделал очень многое для страны) он совершил несколько очень серьезных ошибок, по крайней мере, так считают эксперты, и самая серьезная из них - это участие в иракской войне, которая крайне непопулярна в Великобритании и которую постоянно ставят в упрек Блэру и лейбористам. И вот для того, чтобы как бы перехватить вот эти настроения и создать некую базу для будущей избирательной кампании лейбористов и, собственно, преемника Тони Блэра на посту лидера лейбористов, и если лейбористы победят - на посту премьер-министра, он уходит в отставку досрочно. Он тем самым спровоцирует выборы нового лидера лейбористской партии. Этот лидер лейбористской партии уже вступит в предвыборную борьбу и тем самым он каким-то образом дистанцируется от наследия Тони Блэра в его именно как бы негативных чертах. Что касается позитивных каких-то черт и каких-то достижений лейбористов, то они всегда останутся с этим преемником. И, конечно, уходить надо на гребне успеха, а не в яме непопулярности. И Блэр не зря столь активно работал и буквально оказывал очень серьезное давление на североирландских лидеров, чтобы они, в конце концов, договорились. И они договорились, и впервые в истории североирландское правительство возглавляет бывший ультрапротестант, ультраюнионист Йен Пейзли, рядом с ним сидит представитель Шинн Фейн МакГиннес, этих людей просто рядом увидеть было невозможно еще несколько лет тому назад. И вот этот успех, и сразу после этого успеха Блэр заявляет о том, что он собирается уйти - все будут помнить, что его премьерство закончилось так.



Андрей Шарый: Ну, как скажет высокоученые политические эксперты, 10 лет Тони Блэра - это, однако, эпоха. Чем Тони Блэр войдет в историю?



Кирилл Кобрин: Блэр изменил сущность и лицо британского лейборизма. Надо вспомнить, что лейбористская партия создавалась в 1900 году, как объединение профсоюзов и некоторых социалистических групп. Лейбористы всегда были очень левыми - и даже когда они находились у власти и реализовывали программу после войны под названием "Путь Британии к социализму".



Андрей Шарый: То есть Блэр изменил представление о лейбористах?



Кирилл Кобрин: Это тенденция вообще сейчас европейская, если не сказать – мировая, то есть это сближение правого и левого центра. Это очень взвешенный был курс Блэра. Он сдвинул чуть-чуть вправо, даже значительно вправо лейбористскую партию. Конечно, в партии осталось масса недовольных, и до сих пор существует вот это крыло - левых лейбористов, которые всячески критикуют его. Но, тем не менее, вот это была очень конструктивная линия. Надо вспомнить, что, в общем, в отличие от премьерства Маргарет Тетчер, потом Джона Мейджора, в Британии не было серьезных социальных потрясений, не было значительных каких-то забастовок, которые длились месяцами бы, и протестов. В экономическом смысле Великобритания развивалась очень успешно. То есть во многих смыслах премьерство Блэра, как считают многие эксперты, было одним из самых успешных в ХХ веке. Но при этом, конечно, были и провалы.



Андрей Шарый: Означает ли это, что в школьные учебники истории, скажем так, его имя может войти с именами лучших или самых популярных, известных премьер-министров британских ХХ и начала XIX века, скажем, той же Тетчер или Уинстона Черчилля?



Кирилл Кобрин: Скорее, он войдет рядом с такими именами, как Дэвид Ллойд Джордж прежде всего. Но, конечно, он один из самых крупных британских премьеров за последние 150 лет.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG