Ссылки для упрощенного доступа

Алексей Власов: Факт отсутствия Нурсултана Назарбаева на энергетическом саммите в Варшаве - это несомненный успех России


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Марк Крутов: Своим мнением о визите Владимира Путина в страны Центральной Азии, о том, можно ли его будет считать очередной победой Москвы на энергетическом фронте, в интервью Радио Свобода поделился заместитель директора Центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов.



Алексей Власов: Если внимательно проанализировать материалы, которые размещены в СМИ России и Казахстана, то утечка информации о том, что одной из тем переговоров вначале в Астане, а затем и в Ашхабаде будет вопрос об участии Казахстана и Туркменистана в прикаспийском проекте, в основном идет через российские источники. Это означает, что в канун переговоров российская сторона пытается создать такую информационную поддержку этому проекту и, видимо, использует это как дополнительный аргумент в убеждении Нурсултана Назарбаева и туркменского лидера в том, что этот проект одинаково будет выгоден, как России, так и ее центрально-азиатским партнерам. Поэтому я полагаю, что российское руководство хотело бы, чтобы именно этот вопрос стал ключевой новостью дня для международных СМИ, освещающих ход визита Владимира Путин в Центральную Азию. Восточные партнеры российской президента, я так полагаю, не склонны к тому, чтобы чрезмерно афишировать именно эту сторону переговорного процесса и поэтому, например, в казахских СМИ в основном речь идет как раз о космосе, урановом центре и так далее. Полной ясности пока нет, но то, что российская сторона будет пытаться на сто процентов использовать информационную составляющую вот этого прикаспийского проекта в ходе переговоров, это очевидно, учитывая то, что 11-го числа, как вы знаете, открывается энергетический саммит с участием Польши, Украины, Азербайджана и Грузии. Естественно, это можно рассматривать и как контршаг со стороны российской элиты.



Олег Кусов: Российские информационные источники утверждают, что президент Казахстана отказался от поездки в Польшу на саммит "пятерки". Российские наблюдатели и журналисты трактуют это, как успех внешнеполитического курса России. Так ли это на ваш взгляд?



Алексей Власов: Я думаю, да, потому что во многом понятие успеха и неудачи диктуется не конкретными практическими решениями, а, как я уже говорил, информационной составляющей переговорного процесса. И сам по себе факт отсутствия Нурсултана Назарбаева на энергетическом саммите с участием стран, которые недружественно настроены по отношению к России, да, это несомненный успех, успех такой, пока виртуальный. Что же касается практических договоренностей, то о них можно будет говорить только после окончания переговоров и даже спустя некоторое время после их окончания, когда все бумаги перейдут в плоскость практического решения, реализации их.



Олег Кусов: На ваш взгляд, почему Россия пытается воспрепятствовать обходным путям углеводородов?



Алексей Власов: Аспекты вот этого вопроса надо в двух плоскостях рассматривать. Первая - это же очевидно - общая стратегия, которую проводят крупнейшие российские энергетические корпорации на постсоветском пространстве, концентрация в своих руках или, по крайней мере, в проектах с участием российской стороны основных потоков транспортировки энергоносителей, это прежде всего связано с деятельностью Газпрома. Вторая сторона носит характер, связанный с геополитическими процессами. Ни для кого не секрет, что энергетика - это мощнейший ресурс, связанный и с достижением определенных политических и даже политико-военных целей. Поэтому для России сейчас вопросы энергоресурсов едва ли не являются главной проблемой собственного доминирования или, по крайней мере, сохранения позиций на постсоветском пространстве и в Центральной Азии прежде всего. Поэтому создание такого мощного энергетического альянса с участием России, Казахстана, Туркменистана и, возможно, Узбекистана - это как раз главный ресурс отстаивания собственных позиций. Поэтому две стороны - корпоративный интерес и интерес геополитический. Я думаю, что эти факторы и диктуют новую политику Кремля, в том числе и вопросов энергоприсутствия в Центральной Азии.


XS
SM
MD
LG