Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Казачество в России и за рубежом



Виктор Ерофеев: Наши гости: Верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья, атаман Всевеликого войска Донского казачий генерал Виктор Петрович Водолацкий и заведующий архива библиотеки российского фонда культуры Виктор Леонидов. Тема нашей передачи - откуда и куда идет казачество. Вот, собственно, очень важный вопрос, к которому мы давно хотели обратиться. Мы все любим и знаем казачество, мы знаем, какую огромную роль оно сыграло в истории России и еще сыграет. А с другой стороны, есть какие-то вещи, которые проходят мимо нашего сознания: откуда взялось казачество, как, кто, почему это вольные люди, почему это люди, которых воспел Шолохов. Почему, почему и почему. Вот на эти «почему» вместе с вами, дорогие радиослушатели, мы и будем отвечать в нашей программе.


Итак, Верховный атаман Союза казачьих сил России и зарубежья. Виктор Петрович, давайте все-таки немножко про историю. Как в дореволюционной России рассматривали казачество? Это была часть русского народа, отдельный народ или самостоятельно выделенный или в рамках истории? Что такое казачество, как, что называется, народная сила?



Виктор Водолацкий: Если брать историю 20 века, то изучая архивы Российской империи, мы находим документы, перепись народов, населяющих Российскую империю, где четко написано: славянские народы, первое – русские, второе – казаки, в том числе донские, терские и кубанские. То есть в переписи народов России казаки числились как народ. Но это история 20 века. Мы все знаем, что мы все, живущие на нашей земле, изучали историю по тем материалам, по тем документам, где казаки показывались как беглые люди, которые шли в дикое поле, организовывали ватаги и оттуда происхождение казачества. Это все сегодня понимают, что это бред. Не могли беглые люди идти к медведям, белкам, зайцам. Они, конечно, шли туда, но не уходили к тем народам, которые населил дикое поле и это были казаки. И казаки не выдавали крепостных, беглых. Оттуда пошла поговорка: с Дона выдачи нет. История казачества очень древняя. Многие сегодня приписывают четыре с половиной лет до нашей эры происхождение казачества. Много гипотез выдвинуто о происхождении казачества, и все древние народы, населяющие Северный Кавказ - это все как будто бы прародители казаков. Поэтому изыскания наших лучших ученых выливаются в докторские и кандидатские диссертации и их сотни. Сегодня еще никто толком четко не выяснил происхождение казачьих корней.



Виктор Ерофеев: Ваше личное предположение?



Виктор Водолацкий: Мое личное предположение строится на трех гипотезах. Не может быть у сословья своей культуры, не может быть у сословья своих традиций, не может быть у сословья своего языка - это может быть только у народа. Но 20 век и 21 век, особенно геноцид против казачества сделал все, чтобы была забыта наша история. И естественно, сегодня казаки 21 века уже не спорят о том, кто мы - народ или сословие. Мы считаем себя одной из частей русского народа, наиболее идейно и духовно-патриотичных, которые веками защищали государство, которые стояли на страже наших границ. Казачьими могилами прирастала Россия, об этом писал Лев Толстой и его великие слова, что каждый русский хотел бы быть казаком. Это слова великого писателя. Отдается дань уважения казакам. Происхождение казаков, в 473 год до нашей эры легкий отряд казаков шел на помощь осажденной Трое.



Виктор Ерофеев: Я хотел бы Виктора спросить, сразу возникли грустные слова - геноцид. Почему это очень тяжелое для всех казаков слово? Почему возник геноцид казачества?



Виктор Леонидов: Из песни слов не выкинешь, что было, то было, наша история такая, какая была. И 19 января 19 года была директива ВЦИК, по которой предписывалось поголовное истребление богатого казачества, а также всех тех людей, которые так или иначе принимали участие в борьбе с советской властью. Вы можете представить, в условиях гражданской войны в какое море крови это вылилось. И к сожалению, это, конечно, и естественно долго замалчивалось и сейчас этой историей пытаются спекулировать и в ту, и в другую сторону. Десятки тысяч человек были уничтожены, десятки тысяч человек, здесь надо отметить тех, кто руководил Донским корпусом - генерала Врангеля. У нас ведь когда показывают исход 20 года, вот этих коней, которые бегут за кораблями – это какое-то паническое бегство. Это все было не так. Это был организованный отход и достойный. Пример этой организации подавали казачьи части, которые вначале выносили раненых, в том числе знаменитого казачьего поэта, Баяна казачества как его называли, он умер в Париже в 72 году, Николая Николаевича Ьуроверова. Его тяжелораненого внесли на борт подъесаул лейб-гвардии атаманского полка.



Виктор Ерофеев: Ему принадлежат замечательные стихи.



Виктор Леонидов: Можно я прочту?



Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы все мимо, мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо,
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.



Виктор Леонидов: Потрясающие строки.



Виктор Ерофеев: У нас звонки уже образовались. Александр из Петербурга нам звонит.



Слушатель: Здравствуйте, Виктор. Мне очень импонирует ваш диапазон, то самое достоевское - всемирная отзывчивость, от маргинального поэта до казаков, которые составляют гордость России. Но у меня два жестких вопроса господам казакам. Вопрос первый: шолоховский «Тихий Дон» - это воспевание казачества для вас? Поскольку все-таки красные победили белых и с этим ничего не поделаешь, правда на стороне победителей всегда. И второй вопрос, который меня мучает, но ответа на который я не нахожу: при всем при том казачество сотрудничало с Гитлером, часть казачества белого, которое ушло. Понимая прекрасно все планы Гитлера в отношении России, как можно было на такое пойти?



Виктор Ерофеев: Во-первых, Александр, спасибо за вопросы. Александр наш постоянный слушатель и помогает нам вести программу своими вопросами. Спасибо за тему о диапазоне. Шолохов действительно очень интересный писатель, вокруг него споры, про споры забудем. «Тихий Дон» - это воспевание казачества или это все-таки прощание с этой темой?



Виктор Водолацкий: Это великий мировой писатель, который прославил казачество не только в России, но и во всем мире. В то тяжелое время он сумел показать казачью жизнь, казачью самобытность и казачье смятение. Потому что казаки всегда служили государству, всегда присягали на верность царю-батюшке и были верными сторонниками и защитниками православной веры, потому что казак есть воин православный.



Виктор Ерофеев: Вы говорили до передачи, что Азов - это святая земля, и казак даже по тому, как звучит слово «казак» - защитник святой земли. Давайте прямо скажем – рыцарь, защищающий святую землю.



Виктор Водолацкий: Поэтому Михаил Иванович Шолохов прославил казачество. И тот исход, который он показал – это не победа, это потеря тех нравственных, духовных устоев казачества, в первую очередь которые привели к братоубийственной войне. И победила смута. Когда мы видели и слышим сегодня, когда поднимаем архивы о том, что отряды, шедшие с Москвы, по директиве ВЦИКа уничтожали и латышские стрелки, и китайские отряды. Они сотнями тысяч, Виктор сказал десятки тысяч, не десятки тысяч, а по России миллионы были уничтожены за то, что они были казаками. Вот это как раз трагедия нашего народа. И Михаил Александрович показал эту боль. И Григорий Мелехов, его смятение то за красных, то за белых - это как раз смятение в казачьей душе, когда рушили церкви, когда убивали священников. Это очень тяжело, это больно и эта боль передается из поколения в поколение.



Виктор Ерофеев: Следующий вопрос был не менее сложный. В самом ли деле белое казачество было связано с фашистами?



Виктор Леонидов: Не все и не все, не надо это скрывать. Порождено это явление именно тем, о чем рассказал Виктор Петрович. Слишком много было людей, которые от этой власти, от этой бесовской, безумной власти, которую иначе как власть антихриста не называли, потеряли родных, близких. Это были не только казаки, это были миллионы сосланных людей, были, как известно, сосланы несколько национальностей из Кавказа, других районов, что породило огромные проблемы в наше время. Откуда взялись эти армии, эти люди, которые с готовностью шли под знамена немцев? Я думаю, это было порождено уничтожением той прежней жизни и хоть с чертом, хоть с кем, лишь бы скинуть власть Сталина. Хотя далеко не все. Например, тот же Николай Николаевич Туроверов воевал в Африке в составе французской армии, и он никогда не принимал фашистов, генерал Деникин и много других примеров. В Югославии были и те, и те, были корпуса, которые воевали на стороне фашистов, а были корпуса казачьи, которые воевали в партизанском движении. Было очень много казаков, которые шли в освободительные армии, особенно Болгарии, Сербо-Хорватии.



Виктор Ерофеев: То есть смятение, которое было в душе героев Шолохова, оно потом исторически продолжалось.



Виктор Леонидов: И потому что были многие люди, которые считали, что какая бы она ни была советская, но она Россия и ее топчет враг. А что касается третьего, мне кажется, подспудно, может через стихи Туроверова - это была исступленная любовь к своей земле, страстная, безумная, физически им больно, что они не видят своих полей, своих станиц. Иногда я думаю, что в 80 лет генерал Краснов, по-разному можно к нему, относиться надел немецкий мундир и за что в конце-концов был повешен. Повешен как военный преступник. Казачий писатель, знаменитый исследователь, корреспондент, который писал письма Льву Толстому. Мне кажется, была подсознательная вещь любыми путями, но увидеть свою землю, свою степь, свои хутора.



Виктор Ерофеев: А какие красивые земли на Дону.



Виктор Леонидов: Лейтмотив был фильма, в котором мне повезло принимать участие, делать фильм Никиты Сергеевича Михалкова и Елены Чавчавадзе «Русский выбор». Там целая серия посвящена казакам. Там вот эта мысль очень четко. Я больше занимаюсь историей поэзии русской за границами России, поэзией зарубежья, читая вот эти стихи, в том числе стихи казачьих поэтов, безмерно талантливые люди и безмерное количество талантов. Вот это физически чувствуешь, какую-то безумную, то, что потом мы назвали латинским словом ностальгия. И может быть хоть как, хоть с кем, почему эти старые генералы пошли. Мне иногда кажется, что в этом объяснение.



Виктор Ерофеев: Давайте послушаем Бориса Павловича из Новочеркасска. Здравствуйте, Борис Павлович.



Слушатель: Это как раз казачья столица. Я хочу задать вопрос: у нас практически два казачьих войска, одно войско атамана Водолацкого, другое войско атамана Козицына. Чем вызван этот раскол? Каждый претендует на всеохватность, что они представляют интересы мирового казачества. И когда это кончится? В чем корни этого раскола?



Виктор Водолацкий: Корни как раз и кроятся в том, что в современной России именно во времена обустройства российского государства сильное казачество не нужно было тем силам, которые желали бы видеть Россию придатком сырьевым Запада и поэтому, естественно, казаки начали находить методы и способы как казачество разделить, разделить на общественных, на реестровых. Казаки добивались с 91 года государственной службы и считали, что мы можем принести пользу российскому государству, пользу в воспитании подрастающего поколения в первую очередь. Сегодня то войско, которое Борис Павлович назвал, которое я возглавляю, возрождает кадетские корпуса, сегодня их уже восемь. Сегодня мы забираем к себе профессионально-технические училища и на базе их создает казачьи лицеи. Сегодня у нас 37 духовно-патриотических центров. До конца года все детские дома, сироты - это тоже проблема любой территории, будут переданы под юрисдикцию казачества, чтобы казачья семья стала семьей для этого ребенка, для этой сироты. Казаки сегодня несут охрану общественного порядка. Каждый день две тысячи казаков выходят на охрану общественного порядка в составе муниципальных казачьих дружин.



Виктор Ерофеев: Это в Москве?



Виктор Водолацкий: Это на Дону, Ростовская область, Волгоградская область, часть территории войска Донского.



Виктор Ерофеев: Они справляются действительно с бандитами, хулиганами?



Виктор Водолацкий: Естественно. И очень хорошие результаты. Население просит, чтобы число казаков дружинников было увеличено. Часть территории войска донского Луганско-Донецкая область и это тоже наша рана, потому что на чужой территории сегодня часть войска Донского. Поэтому претендовать на всемирные лавры Всевеликое войско Донское, которое я возглавляю, мы не собираемся. Мы сегодня возрождаем нашу историю, нашу культуру, наши традиции. А те казаки, которые не понимают, которые служат развалу казачества, бог им судья. Но я надеюсь, что особенно сейчас в сегодняшнее время, когда на Россию идет очередная атака, когда наша нравственность, наша духовность. Посмотрите: «Код да Винчи», парад геев, в Феодосии крымские татары разрушили крест Андрею Первозванному. Это разве не цепь тех событий, которые происходят один за одним? Это как раз атака на нашу духовность, нашу нравственность. И казаки сегодня, которые делятся опять же на красных и на белых в 21 веке, они и потворствуют этим геям, этим всем.



Виктор Ерофеев: Наш слушатель написал, что «в 1945 году из Праги, где я был солдатом, отправляли эшелон казаков из Краснодара, которые воевали на стороне немцев». Виктор, по-моему, уже на это ответил. Я думаю, что господин, который написал, хорошо понимает.



Виктор Водолацкий: В любом случае казаки в ближайшие год-два будут едины в Российской Федерации. Для этого есть закон, который подписал президент Российской Федерации, и сегодня Святейший патриарх Алексий Второй, и президент поставили перед собой задачу - казачество должно быть единым. И оно будет.



Виктор Ерофеев: У нас уже давно на проводе Сергей из Петербурга. Сергей, ваше отношение к сегодняшней роли казачества и ваш вопрос?



Слушатель: Добрый день, господа. Я, отношение могу сказать такое: моя первая жена, больше десяти лет прожили вместе, она с бывшей территории войска Донского, поэтому вопрос я хорошо знаю. Сын у меня с казацкими корнями. Откровенно говоря, смотреть на появившихся ряженых смешно. Во-первых, очень часто люди, никакого отношения не имеющие казачеству. И сами потомственные казаки, у них брезгливость возникает, глядя на них. Я сам очень много видел, тот же Ростов-на-Дону, пересадку делал самолет. Ходили, собирали дань с кавказцев. Ко второй половине дня они на ногах не стояли от пьянства. У меня ощущение, что это то же самое, как люди, которые наклеивают биографии дворянские. Это из области психиатрии, извините за резкое слово.



Виктор Ерофеев: Сергей, ваша позиция понятна. Давайте разбираться в этой позиции, насколько это постоянно и всегда или все-таки позитивная роль, положительная роль казачества сильнее, чем те самые вещи, о которых вы говорили.



Виктор Водолацкий: То, что я сказал Сергей, оно и для нас является огромной болью и переживанием за саму чистоту казачьих рядов. Естественно, если бы Сергей побывал на Дону и увидел ту работу, которую проводят казаки Всевеликого войска Донского, она значительно отличается от той структуры, которая была до указа президента Российской Федерации. Сегодня в наших рядах нет ни пьяных, ни поборников, сегодня все казаки несут государственную службу, работают на земле, охраняют общественный порядок. И естественно, сегодня есть общественные организации, которым не указ президент, закон не является тормозом для их неправомерных действий. Сегодня только в Москве шестьсот ряженых генералов, только не казачьих генералов по указу президента, таких как я всего лишь 14 человек, а генерал-полковники, генералы армии, которые сами себе присваивают эти чины, надевают армейскую форму, а не казачью, обвешиваются орденами, Леонид Ильич Брежнев, царство небесное, позавидовал бы иконостасу этих генералов. И конечно, любой простой обыватель, видя это сумасшествие, он думает, откуда они взялись. Откуда взялись в районе Садового кольца генералы с лампасами, с большими звездами. Самое главное, что сегодня власть, которая должна в первую очередь наводить порядок, и милиция, и военная прокуратура, они отдают честь. Идет герой Советского Союза, генерал армии - самозванец. Я сегодня говорю Сергею и другим - этого не будет на российской земле, потому что мы взялись жестко наводить порядок. И мы наводим порядок, мы их порем.



Виктор Ерофеев: Кого вы порете?



Виктор Водолацкий: Вот этих генералов ряженых, снимаем с них погоны, по заднице ногайкой, чтобы они знали, что нельзя позорить казачью честь, казачий мундир пресловутыми наградами, чинами.



Виктор Ерофеев: Это можно называть самосудством?



Виктор Водолацкий: Это не самосуд - это казачьи традиции по наведению порядка.



Виктор Ерофеев: Женщин тоже порете, если они ведут себя неправильно?



Виктор Водолацкий: Женщин не порем. Если бы Юрий Михайлович обратился бы к нам за помощью в наведении порядка, которые проходит сегодня мероприятия незаконные, мы бы помогли Юрию Михайловичу навести порядок.



Виктор Ерофеев: Виктор Петрович, вы уважаемый человек, я знаю, что на вашей машине есть мигалка. Вы не самостоятельно ее поставили - это дань уважения от кого исходит? Кому принадлежит эта мигалка?



Виктор Водолацкий: Как в миру говорят, я являюсь заместителем губернатора Ростовской области.



Виктор Ерофеев: Ответ принят. Давайте послушаем Андрея из Подмосковья.



Слушатель: Здравствуйте, Виктор, здравствуйте, уважаемые казаки. Извините, я половину программы прослушал, но мое мнение, что казачество надо возрождать на госуровне. Чтобы правительство выделяло средства из бюджета на казаков. Так как у нас война на Кавказе и так далее. И в лице государства поддерживать казачьи вотчины.



Виктор Ерофеев: Вы поддерживаете идею наведения порядка через казачье войско?



Слушатель: Да, поддерживаю.



Виктор Ерофеев: Господа, я вам задам вопрос, который меня давно мучает. Как в силу того, что советская власть так решительно искореняла казачество... Я как-то раз брал интервью у писателя Бабаевского, он из кубанских казаков. Я вдруг прихожу и вижу, что у него висит портрет Сталина. Он говорит: «Знаешь, портрет для меня просто ценность, потому что он сделан из рисовых зернышек. А на самом деле я тогда получил государственную премию». Но там же кавалер золотой звезды. Там я бы не сказал, что желание возродить казаков, там наоборот забыть и все. Как настоящий казак должен к Сталину относиться?



Виктор Водолацкий: Хороший вопрос.



Виктор Ерофеев: А это меня мучил вопрос годы.



Виктор Водолацкий: Я могу сказать одно, то, что Великую Отечественную войну мы выиграли, потому что была сила русского народа, то, что Сталин разрешил, открыл храмы и соборы и начала возрождаться наша православная вера, были крестные ходы, с иконой облетали Москву и Ленинград, вот за это я как казак говорю Сталину спасибо. Потому что он понял, что без идеи, без духовности врага, сатану победить нельзя.



Виктор Ерофеев: Виктор Петрович, ваше скромное «спасибо», то есть за это спасибо, что облетел с иконами, а за что-то не очень спасибо.



Виктор Леонидов: Я тут, к сожалению, расхожусь с глубокоуважаемым Виктором Петровичем. Я считаю, что столько людей было погублено благодаря этому человеку, столько церквей было сожжено благодаря ему. Я уже не говорю о том, что коллективизация - это во многом был плод его работы и там погибли новые сотни тысяч казаков в дополнение к гражданской войне.



Виктор Ерофеев: Которые хорошо работали и были в основном кулаками.



Виктор Леонидов: Он понял ситуацию, конечно, он понял, вот эта речь знаменитая «братья и сестры, за нами тень Дмитрия Донского и Александра Невского», никакого Маркса, Ленина, Энгельса в помине не было. И конечно, когда было разрешено патриаршество, срочно была послана телеграмма по всем лагерям, чтобы найти уцелевших членов Святейшего синода. Их нашли только двух из 170, кто там был. Что творили там уголовники... Мне кажется, что историю переписать нельзя. Конечно, вера в него сыграла роль в великой нашей победе. Но такое немыслимое количество жизней.



Виктор Ерофеев: У меня серьезный вопрос к вам. Нашу страну сейчас, что говорить, порой раздирают национальные распри. Какая здесь может быть позиция казачества? Как вы относитесь к другим национальностям? Есть ли позиция казаков по отношению к евреям? Или она не отделяется от другой позиции? В общем, казачество и национальные распри сегодня.



Виктор Водолацкий: Казачество является сдерживающим фактором в вопросах межэтнических и межнациональных конфликтов. Сегодня я беру пример Дона: Дон многонациональный, там живут в мире и добре, и мы встречаем всех хлебом-солью. Если ты нарушаешь наши законы бытия, проживания, то, естественно, не место с нами. Здесь казаки становятся жесткими с людьми, которые не хотят по-доброму жить, по-соседски. Что необходимо делать сегодня казакам? В первую очередь, я считаю, что государству нужно повернуться лицом к казакам и дать возможность им самоурегулировать те процессы, которые происходят, в том числе на Кавказе. Ведь после долголетней кавказской войны, когда сели старейшины и находили моменты совместного существования. Сегодня, когда терские казаки во главе с войсковым атаманом Бондарем Василием Павловичем предлагают различные варианты прекращения междоусобных войн и в Ингушетии, и в Чеченской республике, казаков не воспринимают, казакам не хотят дать возможность мирного урегулирования этих процессов. Я считаю, что здесь проблема государства, что больше надо доверять людям, которые хотят мира и добра. А на своих территориях отношение к другим нациям терпимое, если они не являются правонарушителями, не являются теми людьми, которые сегодня сеют межнациональную рознь, экстремизм, терроризм. Вот с этими людьми мы будем бороться.



Виктор Ерофеев: Терпимость – это важная позиция. Тамара Николаевна Прокофьева из Санкт-Петербурга просит передать телефон и адрес центра казаков в Санкт-Петербурге, где находится Виктор Петрович. Скажем ей телефон, помните его?



Виктор Водолацкий: Они просто могут взять справочник депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, где есть зам председателя комитета по бюджету Мартыненко Виталий Евгеньевич, он является атаманом Северо-западного округа и является членом координационного Совета казаков России, Украины и Белоруссии, комитета, который я возглавляю. Там все телефоны его есть. Есть еще один известный человек Колесников Виктор Ильич - это глава Выборгского района Санкт-Петербурга, который является руководителем представительства Всевеликого войска Донского в Санкт-Петербурге.



Виктор Ерофеев: Иван из Москвы давно ждет на проводе. Иван, ваша позиция по отношению того, что Виктор Петрович сказал и ваш вопрос.



Слушатель: Во-первых, добрый вечер. Три Виктора сегодня собрались. Вы знаете, со многим согласен. Вы знаете, когда слушаешь, Виктор всегда устраивает очень интересные передачи, очень глубокомысленные, философские. Я бы хотел задать общий всем вопрос: когда у нас, говоря по-русски, хоть немножко устаканиться?



Виктор Ерофеев: Хороший вопрос. Это можно задать всем русским людям для того, чтобы на этот вопрос каждый пытался.



Виктор Леонидов: Вы знаете, я когда слышу все вопли по телевизору и некоторых представителей законодательной власти, уже чьи лица, извините, в экран не влезают, они кричат: в наше ужасное время, так ужасно, так плохо. У меня такое ощущение, что наша страна при всем при том, что она идет в правильном направлении. В основной дороге она, я не знаю, может многие мои друзья не согласятся со мной, мне кажется, какая-то веха нормальная, маяк уже понятен. Долго можно говорить. Но мне кажется, что по сравнению с тем, что было в 90 годах, просто состояние было землетрясения и качки. Мне кажется, постепенно многие люди сами устраивают свою жизнь и они поняли, что такое наша страна, что такое наша культура.



Виктор Ерофеев: Оптимистично - это хорошо. Виктор Петрович, в коридорах российского посольства во Франции вывешены очень красивые гравюры, на которых казаки размещены на Елисейских полях, они победили Наполеона и там у них такие таборы. Великая победа казачества. Я когда рассматривал гравюры, красивые ребята, усатые, красивые формы. Я подумал: кто кого победил? Казаки - это европейский народ или нет, на ваш взгляд?



Виктор Водолацкий: Я сначала хочу дополнить Виктора, все-таки вопрос интересный, когда устаканится. Действительно, я согласен то, что сказал Виктор. И еще хочу добавить слова наших старцев, которые сказали, что Русь сегодня очищается от скверны и всей нечисти, и в России будет стабильность и порядок, то, что сказал Сергей, устаканится, когда снова воссияют над Россией разрушенные купола и кресты. Поэтому давайте все вместе, всем миром восстановим то, что делали наши предки. Не мы с вами разрушали, но нам сегодня пришла пора восстанавливать. Тогда будет мир и порядок. Каждый, не будем смотреть друг на друга, а каждый внесет свою лепту. Казаки сегодня побеждали всех.



Виктор Ерофеев: Это слово генерала. А все-таки насчет Европы?



Виктор Водолацкий: И восточные народы мы покоряли, и европейские народы покоряли, нигде казаки не проиграли ни одной битвы. И в индийский поход Платова отправили, если бы царь не вернул, мы бы Индию покорили. Поэтому сегодня говорить, кто такие казаки, европейские больше или азиаты – мы евразийский народ.



Виктор Ерофеев: У нас Сергей из Краснодарского края звонит, наверное, ему близки темы казачества. Сергей, ваша позиция и ваш вопрос?



Слушатель: Добрый день. Вообще-то я донской казак, если на то пошло, у меня дед был потомственный донской казак. И последняя из их семьи моя тетя умирала в 90 годах в Новочеркасске. Да и сам я детство проводил в Новочеркасске, проблема не чужда, знаю. Перед смертью, умирала, беседовал последний раз я с ней, и тоже непонимание у нее было нового явления казачества. Наверное, всему свое время. Я полностью согласен с Сергеем из Санкт-Петербурга. Вопрос такой будет: особое неприятие вызывает появление казачьих общин на территориях, исторически никогда казачьими не считавшихся.



Виктор Ерофеев: Давайте Виктора спросим.



Виктор Леонидов: По поводу казачьих общин, наверное, - это прерогатива Виктора Петровича. Я со своей стороны могу только сказать, что если собрались люди, которые близки по определенному складу, то почему им не создавать общины, если они не мешают никому другим жить. Примеры русской эмиграции, примеры того, как наши соотечественники сохранили Россию, живя вне России, сейчас нет таких трагических времен, такого исхода, но я не понимаю, почему, кого-то, чего-то надо запрещать, если это не идет вразрез и не вредит тем, кто живет на этой земле. Люди как-то стараются найти себе подобных, сохранить свою культуру, свои традиции. Я вообще проблем не вижу.



Виктор Ерофеев: Виктор Петрович, еще один горячий вопрос, а потом легкий будет. Смотрите, сейчас в Санкт-Петербурге, некоторых других городах есть молодые ребята, так называемые скинхеды, которые ведут себя, прямо скажем, жестко, даже дело доходит порой до убийства людей другой национальности. Как вы, как казачий генерал, дали бы оценку таким действиям?



Виктор Водолацкий: Я даю оценку обществу, Сергею, товарищу с Кубани, который имеет донские корни, вот им даю оценку в первую очередь. Когда мы просто сидим как обыватели на кухне и ждем, когда кто-то чего-то сделает и живем по принципу: сегодня не мою жену на улице ограбили, ну и хорошо, не моего ребенка избили, ну и хорошо. Вот по этому принципу живут и Сергей и остальные люди, которые не понимают тех процессов, которые происходят сегодня в России. И беда сегодня государства в том, что показывает казачество в 91-92 годах как разнузданную толпу, гимнастерки на распашку, требующие землю, самозахват зданий, сооружений, отделение от России в том числе. И это осталось на подкорковом сознании наших обывателей. А то, что сегодня делается за последние 5-6 лет, сегодня любые средства массовой информации стараются не показывать. Когда я их приглашаю: покажите наши кадетские корпуса - это наше будущее России. Они говорят: нет, если бы вы на рынке разгоняли нацменов, мы бы это показали, нам это интересно. Это я отвлекся немножко в сторону. Насчет скинхедов.



Виктор Ерофеев: Я бы не назвал вас поклонником скинхедов, потому что у вас такая хорошая прическа, усы, явно вашему сыну, если бы он стал скинхедом, не позавидовал бы, ногайка его ждала точно.



Виктор Водолацкий: Мои сыновья, один курсант военного училища, другой мне внука подарил. Так что здесь у меня все хорошо. Надеюсь, что у всех будет хорошо. К скинхедам отношусь - категорически не воспринимаю это и считаю, что мы должны эту часть молодежи взять под свою опеку. У них что-то есть, но кто-то на их сознание влияет неправильно, и они сегодня выходят на улицу и высказывают свое «я». Их нужно через духовные центры, которые мы создаем. В Санкт-Петербурге, в других городах, где есть казачьи общины, они, естественно, не на исторических казачьих местах, но казаков разогнали по всему миру, по всей России, и они сегодня по зову сердца создают общины. Как раз они должны сегодня заниматься молодежью.



Виктор Ерофеев: Давайте еще послушаем. Виктор Петрович, у нас каждый раз возникает «Энциклопедия русской души», когда звонят нам люди из разных городов и сами высказывают свои точки зрения. С ними можно спорить, можно нет, но то, что они звонят и открывают свою душу – это важно. Валентин из Рязани.



Слушатель: Здравствуйте. Я вынужден не согласиться с вашим гостем, который сказал, что общины. Извините, но в Рязани у нас четко структурированная организация, в областном центре полковник атаман и по районам сотники. Это, извините меня, не община. А второе я хотел сказать насчет терпимости к национальностям. Вопрос обоюдный – потерпят ли они вас?



Виктор Ерофеев: Валентин, спасибо. А вот теперь мой легкий вопрос. Мы все знаем, что казачки удивительно красивые женщины. Как мужчины относятся к ним, казаки в строгости держат или позволяют им вести себя так, как они хотят?



Виктор Водолацкий: Я отвечу и рязанскому казаку о том, что потерпят ли они нас. Поэтому я всегда говорю: у добра должны быть сильные кулаки. Этими кулаками являются казаки.



Виктор Ерофеев: Теперь про казачек.



Виктор Водолацкий: Казачка в понимании любого казака, будь рядовой казак или войсковой атаман – это символ нашей духовности, символ поклонения. Потому что казачка дает нам жизнь, казачка воспитывает наших детей. Казак всегда был на войне, казак все время защищал Россию, и казачка воспитывала и воспитывала очень хорошо. Поэтому в генах, в корнях передается глубокое уважение к женскому роду.



Виктор Ерофеев: В строгости их держите?



Виктор Водолацкий: И в строгости. И самое главное, что сегодня мы создаем Мариинские гимназии женские, чтобы девочки сегодня, которые не шли на улицу, не употребляли наркотики, не занимались распутством, а именно воспитывались в том духе, в тех традициях, которые позволят потом ей создать хорошую семью и выполнить поручение президента, которое было в послании – нужно прирастать Россию. И мы это делаем сегодня.



Виктор Ерофеев: То есть вы беретесь за дело демографии правильным старым казачьим способом.



Виктор Водолацкий: Я могу сказать, что атаман города Азова издал приказ о том, что каждый казак должен иметь не менее пяти детей.



Виктор Ерофеев: Гениально!


XS
SM
MD
LG