Ссылки для упрощенного доступа

Празднования 9 мая в Эстонии прошли мирно



Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Титов.



Дмитрий Волчек: Накануне 9-го мая правоохранительные органы Таллина ожидали возможных провокаций, и полиция была приведена в состояние повышенной готовности. Все так же действовал запрет на продажу спиртного, не разрешались публичные собрания. К тому же не утихали кибер-атаки на сайты государственных учреждений Эстонии. Но теперь, по итогам недели, можно говорить о том, что ситуация успокоилась. Празднования прошли мирно, новых арестованных не добавилось, применять силу полиции не понадобилось, а все запреты в пятницу были сняты. Тем не менее, к Эстонии на протяжении всей недели было приковано повышенное внимание. Продолжит тему Андрей Титов из Таллина.



Андрей Титов: Во вторник, 8-го мая на Военном кладбище в Таллине, куда был перенесен Бронзовый солдат, собрались больше 100 иностранных журналистов. Они запечатлели, как к памятнику возложила венок правительственная делегация и представители 20 дипломатических миссий. Никаких речей не произносилось, хотя министру обороны Яаку Аавиксоо все же пришлось выступить перед прессой.



Яаку Аавиксоо: Я думаю, что это достойное место и правильно отражает ту трагическую историю, которую эстонский народ имел за последние сто лет. И очень надеюсь, что Бронзовый солдат, который стал не только символом освобождения Европы от фашизма, но и символом оккупации советскими войсками, нашел себе спокойное место. Я надеюсь, что люди понимают решение эстонского правительства и что наше общее будущее как эстонцев, так и русских будет более спокойно, даст нам возможность для дальнейшего диалога и сотрудничества.



Андрей Титов: Сюрпризом стало участие в церемонии премьер-министра Андруса Ансипа, который еще неделю назад заявлял, что он к Бронзовому солдату не придет. Говорят, что это было сказано из соображений безопасности. А многие русские жители Эстонии окрестили участие Ансипа в возложении венков на Военном кладбище лицемерием.


Российские дипломаты мероприятия 8-го мая проигнорировали, отметив День Победы в среду, 9-го мая. Из всего дипкорпуса к ним присоединились лишь представители белорусского посольства. Повторять генеральную линию и ругать власти Эстонии в праздничный день посол Российской Федерации в Эстонии Николай Успенский не стал.



Николай Успенский: Вы знаете наше отношение вообще к самому факту, что памятники героям войны, к ним относятся неподобающим образом. Если называть вещи своими именами – могилы оскверняют. Это, конечно, отвратительно, это вызывает самые низкие чувства. Но вы знаете, в этот светлый праздник, праздник победы лучше не говорить о таких чувствах, лучше говорить о том, за что боролись наши отцы и деды, а они боролись за счастье, за жизнь, за нас с вами. Давайте думать о том, что можем мы извлечь из опыта наших дедов и на какой основе строить наше будущее.



Андрей Титов: Между тем, на Тынисмяги, где раньше стоял Бронзовый солдат, соорудили самую дорогую в истории страны клумбу. Там высажены анютины глазки на сумму в 100 тысяч долларов. Стала известна и еще одна любопытная цифра. Оказывается, перенос памятника обошелся казне в 350 тысяч долларов.


Но куда большие суммы потратили 9-го мая на цветы рядовые жители Эстонии. Бронзовый солдат буквально утопал в гвоздиках. Несли цветы и на прежнее месторасположение монумента, втыкая их прямо в металлическую ограду, которой по-прежнему огорожен сквер Тынисмяги.


А разговоры о последствиях минувших дней переместились в иную плоскость. Эксперты и политики обсуждают экономические санкции со стороны России. Хотя официально о каких-то мерах объявлено не было, признанный эксперт по транзиту Райво Варе уверен, что иначе как санкциями нынешнюю ситуацию назвать нельзя.



Райво Варе: Это будет в любом случае неформально, что будет осуществляться. Соответствующая практика существует и не первый год, и не в отношении Эстонии, начиналось давно уже. Это практически не оспариваемо с точки зрения международного права. Поэтому риски сведены к минимуму. Для некоторых секторов экономики это будет больно и для конкретных предпринимателей это может быть фатально. Пищевая промышленность определенный урон понесет, не смертельный, но большой для некоторых конкретных фирм. Во-вторых - это туризм взаимно. И третья тема – это транзитная тема. В транзите я предрекаю некое перераспределение рынка. Кризис – это возможность для сильных, по всей видимости, выживут только те, кто не только сильны, но и еще и близки.



Андрей Титов: Если же вернуться к ситуации внутри страны, то сегодня все чаще слышится слово «диалог». Именно к нему призывают обе языковые общины. Однако, на чем будет строиться этот диалог, кто в нем будет представлять эстонцев, а кто русских, и к какому результату нужно прийти – пока совершенно непонятно.



XS
SM
MD
LG