Ссылки для упрощенного доступа

«Россияне не одобряют жесткие меры против маршей, но сочувствия участникам нет»


31% россиян считают, что разгоны маршей вызваны страхом власти перед угрозой «оранжевых революций»
31% россиян считают, что разгоны маршей вызваны страхом власти перед угрозой «оранжевых революций»

Прокуратура Самарской области призвала граждан соблюдать правопорядок во время планируемых 17-18 мая публичных мероприятий в Самаре. Во время проведения саммита Россия-ЕС в городе должны пройти, как минимум, семь различных мероприятий, в том числе, 18 мая, «Марш несогласных», организованный «Другой Россией».


«Анализ сообщений о проведении подобных мероприятий показывает, что в ходе подготовки к ним, в целях дестабилизации обстановки отдельными лицами допускаются нарушения законодательства, на которые незамедлительно реагируют правоохранительные органы", - цитирует сообщение пресс- службы прокуратуры «Интерфакс». В сообщении, однако, не говориться, с чем связаны задержания правозащитников, которые приехали в Самару для участия в «Марше несогласных».


Накануне задержанные в Самаре активисты Московской Хельсинской группы Сергей Шимоволос и Наталья Чеботарева были так же, как ранее редактор местного выпуска «Новой газеты» Сергей Курт-Аджиев, отпущены без предъявления обвинений. Сотрудники Средневолжского УВД на транспорте посчитали правозащитников подозрительными и задержали их на полчаса. Тем временем Сергей Курт-Аджиев рассказал на пресс-конференции журналистам о своем отношении к событиям вокруг самарского «Марша несогласных», с которым он связывает свое задержание, арест своей дочери Анастасии и активиста Национал-большевистской партии Юрия Червенчука:


«Все действия, которые предприняты в отношении "Новой газеты", в отношении организаторов "Марша несогласных", курируются двумя людьми - федеральным инспектором Сергеем Александровичем Сычевым и главой областного ОВД Реймиром. В пятницу, когда согласовывался маршрут "Марша несогласных" и оформлялась вся документация, Сергей Александрович лично мне сказал по телефону, что "ни с твоей дочерью, ни с другими организаторами ничего не случится, все нормально, давай законным путем все решать". Значит, сейчас их гоняют как зайцев, Настю задержали вместе со мной и держали с двух до семи. Либо они меня обманули, либо они не контролируют действия своих подчиненных. Тогда у меня возникает вопрос: а кто вообще руководит милицией. Если эти люди не могут контролировать действия милиции, значит, надо этих людей менять и сажать на их место других, тех, которые способны это делать».


Сергей Курт-Аджиев направил жалобу на сотрудников Управления внутренних дел Самарского района, которые проводили его задержание. Самарский обмундсмен Ирина Скупова заявила на пресс-конференции, что жалобы организаторов «Марша несогласных» на нарушение прав человек будут тщательным образом расследоваться, чтобы избежать искажения фактов: «Информации о нарушениях прав человека очень много и ее надо проверять. Документов я никаких не видела, Курт-Аджиев заявления не подавал. Выводы все делаются на основе документов».


По словам Сергея Курт-Аджиева, мэр Самары разрешил в городе «Марш несогласных» исключительно своим персональным решением: «Это личная позиция Виктора Александровича Тархова. Он считает, что нет никаких законных оснований запретить проведение этого марша, и в соответствии с законом просто там долго согласовывали маршрут, предлагался один, он предлагала другой, мэрия. Это его позиция гражданская и она мне нравится очень».


На пресс-конференции в Доме журналиста, где Сергей и Анастасия Курт-Аджиевы рассказывали о преследованиях, которым они подвергаются в преддверии «Марша несогласных», присутствовало несколько десятков активистов-лимоновцев. По словам правозащитника Александра Лошманкина, атмосфера была как на партийном собрании лимоновцев. То, что они активизировались вокруг «Марша несогласных», отпугивает простых самарцев, считает правозащитник Владимир Семенов: «Ведь для чего они идут? Что ими движет, кроме желания побузить? Касьянов - именно по этой фигуре я сужу обо всем движении, как о движении, вызывающем впечатление этакой гапоновщины, гапоновского такого клона».


Самарские правозащитники называют полученное от властей разрешение на проведение «Марша несогласных» уникальной победой. Ведь до сих пор ни разу не удовлетворялись заявки оппозиции на подобные протестные акции. Между тем, социологи считают, что жители России не проявляют особого интереса к политическим проблемам и деятельности оппозиционных сил. Причиной такого отношения эксперты видят дозированную информацию в средствах массовой информации и общественную апатию.


На вопрос, вызывают ли общественный интерес события в Самаре и предстоящий «Марш несогласных», РС ответил директор «Левада-центра» Лев Гудков:
- О них очень немного знают люди, поскольку информация явно придерживается по центральным каналам или подается таким образом, что это действия отдельных каких-то радикалов. Если судить по нашим опросам, то в марте ничего не знали об этих маршах 65%, в апреле – 55%. В Москве публика более информированная и здесь 50% слышали об этих маршах, о событиях, о разгоне митингов и оппозиции ОМОНом. Но это Москва, здесь все-таки информационное пространство гораздо более насыщенное.
В марте событие почти не вызвало никакой реакции: 6% поддерживали лозунги «Марша несогласных», 3% были настроены резко против, остальные были абсолютно индифферентны. В апреле ситуация немножко изменилась: 17% поддерживали проведение этих маршей и 17% были настроены резко отрицательно. По Москве ситуация опять-таки немножко другая, здесь 30%, скорее, одобряли, а 15% были против.


- Если бы я попросил вас описать отношение вообще россиян в последнее времени к этим проблемам?
- Прежде всего, конечно, я бы назвал это отчуждением, равнодушием, апатией, незаинтересованностью все-таки. Некоторой осторожностью, желанием дистанцироваться от всех акций. Примерно такая позиция - моя хата с краю.


- А власть какой выглядит в глазах россиян?
- Власть выглядит, прежде всего, жестокой. Потому что большинство, вне зависимости оттого, как они относятся к самим лозунгам, большинство считает, что власть применяет избыточную силу против участников демонстраций оппозиции, тем более, против журналистов. Как бы настроены против или не одобряют такого рода действия 80-86%, тут совершенно однозначная картина. В целом поддержки и сочувствия участникам нет. Кроме того, отношение к этим действиям власти полярно. Большинство, больше половины считают, что это, скорее, проявление не силы государства, а, скорее, их слабости. И мотивировано это не столько заботой о порядке, (хотя почти четверть считает, что эти действия продиктованы желанием обеспечить какой-то порядок и безопасность на улицах), но гораздо больше, примерно 31%, считают, что это вызвано страхом перед угрозой «оранжевых революций», тем, что оппозиция получит определенное влияние и будет опираться действительно на реальное недовольство людей, существующее в обществе.


XS
SM
MD
LG