Ссылки для упрощенного доступа

Дневник американского солдата в Ираке отмечен премией Blooker


Дневник Колби Баззела был высоко оценен Куртом Воннегутом
Дневник Колби Баззела был высоко оценен Куртом Воннегутом

Американский солдат Колби Баззел, написав книгу о своей армейской службе «Моя война: убивая время в Ираке» (Colby Buzzell. My War: Killing Time in Iraq) по мотивам записей в online-дневнике, стал лауреатом сетевой премии The Lulu Blooker Blog Prize 2007 года. Денежное содержание премии — 10 тысяч долларов.


Колби Баззелу 31 год. Он поступил на армейскую службу пять лет назад. По словам самого блоггера, служба сделала из него не только писателя, но просто человека, потому что до этого в его жизни были только пьянство, наркотики и мелкий криминал.


Часть, в которой служил Колби Баззел, находилась в одной из самых опасных точек Ирака, так называемом «суннитском треугольнике». Но передышки случались и там. Солдат начал вести онлайн-дневник, чтобы убить время. Колби признается, что его вдохновил пример ветерана Второй мировой войны писателя Курта Воннегута. Его знаменитую книгу «Бойня номер пять» солдат прочел в Ираке. Дневник Колби Баззела приобрел большую популярность в Интернете и не только потому, что он был первым солдатским блогом. Ни один журналист не мог рассказать о войне изнутри с позиции простого пехотинца. Колби Баззел успел сделать большое число записей, прежде чем начальство по соображениям безопасности запретило ему вести блог. Однако вернувшийся два года назад с войны Колби говорит, что некоторые солдаты до сих пор ведут свои блоги.


— Не слишком ли это большая вольность в боевых условиях? — я задал этот вопрос своему нью-йоркскому соседу Джо Дагостино, который тоже был солдатом, но не в Ираке, а в 1944-1945 годах в Европе.


— Все зависит от того, что он написал в дневнике. Не думаю, что он выдавал врагу какие-то военные тайны. Какие тайны я знал, когда был рядовым! Помню у нас, один парень тоже вел дневник, хотя это и запрещалось. Но, поди, проверь, может, он матери письмо пишет. Если наши солдаты в Ираке записывают свои личные впечатления, то и пусть себе записывают.


В своей книге мемуаров «Моя война», за которую он получил премию The Lulu Blooker Blog Prize, блоггер признается, что в Ираке у него появилось неприятное и жесткое чувство юмора. «Как-то, — пишет он, — мне попался в интернете снимок убитого иракца, и я рассмеялся, потому что у покойника был смешно открыт рот».


Скончавшийся в прошлом месяце Курт Воннегут высоко оценил книгу молодого ветерана. «В мемуарах Колби Баззела, — сказал Воннегут, — отразилась душа чрезвычайно интересного человека, который побывал на войне в Ираке». Автор всемирно известной «Бойни номер пять» послал блоггеру открытку, подписанную «от солдата и писателя — другому солдату и писателю».


Вручение Блукеровской премии прокомментировал главный редактор интернет-издания Вебпланета Алексей Андреев:


— Эта премия эксплуатирует скорее моду на блоги, чем на какую-то особую литературу. Заметно и по этому году и по прошлому, что побеждают все-таки не блоги, а вполне классические книги, которые написаны на некие содержательные темы, а только представлены в виде блогов.


— Автор книги-лауреата Блукеровской премии этого года - вел свой блог всего два месяца. Потом военным, которые участвуют в операции в Ираке, это было запрещено , вести такие дневники. Вы согласитесь с такими ограничениями?
— В принципе, да. Я думаю, это достаточно естественные ограничения. В России, я думаю, эти ограничения еще более жесткие. Хотя, например, были и у нас интересные блоги. На конкурс «Немецкой волны», проходивший в прошлом году, я номинировал блог российского милиционера, который работал в метро. Этот блог занял достаточно высокое место, а это — профессиональный блог, почти военный.


— Можно ли сказать, что объединение книги и блога — это новый литературный стиль?
— Я уже как-то говорил, что блоги на бумаге — это корабли без моря. Нового я в этом жанре ничего не вижу, потому что дневниковый жанр литературы существовал, в общем-то, всегда. Можно вспомнить японскую писательницу XII века Сей-Сенагон и так далее. Другое дело, что на волне моды на блоги такого рода книги сейчас активно издаются. Издатели ищут новые ниши. Я думаю, что те же самые военные, которые сейчас в Ираке, наверняка пишут интересные книги, но на волну моды они не попадают.


— Если говорить о самих блогах, существует разное мнение, как смотреть на стиль. С одной стороны, говорят, что это литература, с другой - это больше журналистика или публицистика.
— Есть разные определения. Классическое определение блога 90-х годов, оно вообще, слово blog означает «дневник путешествий по Сети» — web log. Тогда человек публиковал интересные ссылки, которые он находил в интернете, это и есть классическое определение блога. Потом, когда в эта «машинка» вышла в массы, от этого определения отошли и стали блогом называть любой сетевой дневник. Речь уже не идет о том, что человек собирает ссылки и их комментирует. И, наконец, сейчас можно уже говорить о блогах, как о таком явлении, которое даже не столько дневник, сколько специально заточенный жанр литературной миниатюры. Я знаю в России многих людей, у которых сейчас выходят книги, о которых говорится, что они написаны на основе блогов. На самом деле это просто работа в жанре миниатюры. А слово «блоги» привязано несколько искусственно. Просто оказался такой удобный способ эти миниатюры публиковать, чтобы потом собирать их в книгу.


— Когда родилась блогосфера?
— Термин возник в США где-то в 1996 году, и тогда он применялся именно как веблог — дневник интересных ссылок. Примерно в том же году в России появились первые веблоги. Они тогда не назывались блогами, у нас это называлось «веб-обозрение». Первым, насколько я знаю, был Александр Гагин, под псевдонимом Иван Паровозов он публиковал интересные ссылки на то, что отыскал. Потом такой же дневник вел Антон Носик и так далее. У нас этот жанр расцвел в 1997-1998 годах. Тогда таких веб-обозревателей было довольно много. Блоги сегодня, это, можно сказать, вторая волна, это уже некая попса, я бы сказал.


— Но это явление приобретает все большую и большую популярность.
— Я бы сказал, что сегодня популярность блогов уже несколько спадает, потому что сегодня это скорее маркетинговая популярность. Люди, которые приходят сегодня в интернет, бросаются на некую липучку, которую им подбрасывают, на поисковую систему, или на ведение блога, но потом они, осмотревшись в интернете, обнаруживают, что есть много интересных сервисов. Помимо блогов есть, например, форумы. С точки зрения форума, блог — это просто форум для одного человека. Поэтому, если человек хочет что-то обсудить с достаточно широкой аудиторией он скорее пойдет в форум.


— Блог - это замечательное средство общения со своими знакомыми, друзьями и просто людьми, которым интересно вас почитать.
— Да, это такое личное СМИ. Но оно, в общем-то, нужно немногим людям. Кто-то приходит в интернет с конкретными вопросами, кто-то приходит с разовой публикацией. Написал человек роман или снял интересный ролик, ему не нужно несколько лет что-то писать в жанре дневника. Ему нужен конкретный сервис для себя. И такие сервисы развиваются. А блоги просто, скажем так, удачная, очень упрощенная машинка, которая разлетелась по массам. Что нужно для блога? Сиди и самовыражайся, так сказать, пиши бесплатно в Интернет. Блоги разлетелись как вирус.


— Что представляет собой среднестатистический блоггер?
— По российской аналитике, которую собрал Яндекс, считается, что средний российский блоггер — это девушка 21 года, студентка, самое, в общем-то, поколение бездельников, к тому же девушки у нас в стране, очевидно, активнее, чем мужчины.


— Девушка или все-таки молодой человек?
— Девушка, девушка. Понимаете, мы же в женской стране живем, это же, в общем-то, известный факт. Поэтому 20-летняя девушка-студентка это есть наш среднестатистический блоггер. На Западе блогеры постарше, в основном это, конечно, связано с тем, что интернетом на Западе во многом пользуются зрелые люди. На Западе это уже интересный способ досуга, когда люди делятся своими мемуарами.


XS
SM
MD
LG