Ссылки для упрощенного доступа

«Россия наслаждается полной свободой рук»


По мнению экспертов, Владимир Путин (за рулем электромобиля на саммите G-8 в Петербурге) давно добивался уменьшения зависимости России от США (Джордж Буш и Кондилиза Райс в качестве пассажиров) и наконец в этом преуспел
По мнению экспертов, Владимир Путин (за рулем электромобиля на саммите G-8 в Петербурге) давно добивался уменьшения зависимости России от США (Джордж Буш и Кондилиза Райс в качестве пассажиров) и наконец в этом преуспел


Сегодня второй день визита госсекретаря США Кондолизы Райс в Москву. Вчера она провела встречу с первым вице-премьером правительства России Сергеем Ивановым. На сегодня запланированы переговоры с руководителем российского МИДа Сергеем Лавровым, г-жу Райс примет и президент России Владимир Путин. Эксперты не связывают с этими переговорами надежды на существенное улучшение отношений между двумя странами. О контексте визита госсекретаря Радио Свобода рассказал главный редактор московского журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:


- Мне кажется, не нужно переоценивать значение данного визита, поскольку госпожа Райс бывает в Москве довольно часто, да и господин Лавров регулярно ездит в Вашингтон. Но вскоре предстоит саммит «большой восьмерки», через три недели в Германии будет встреча Путина и Буша ; как всегда в преддверии таких встреч ведется некая подготовительная работа. Что касается «спасения отношений», то они действительно переживают, мягко говоря, весьма прохладный этап. Накопление негатива, пожалуй, дошло до уровня, когда количество может перейти в какое-то качество. Вообще особенностью российско-американских отношений в последние пару лет является то, что все упреки, критика и предостережения звучат заочно. То есть в Вашингтоне критикуют Москву, а в Москве критикуют Вашингтон. Когда происходит встреча на высоком уровне, то до и после нее звучат резкие слова, а во время обе стороны пытаются изо всех сил продемонстрировать, что да, у нас много трений, разногласий, но это все технические вопросы, а так все в порядке. Я думаю, что в этот раз будет примерно так же.


- Не для того приезжают столь высокопоставленные люди, чтобы демонстрировать скандальность. Но я очень сомневаюсь, что реально возможно решение каких-либо из имеющихся проблем, потому что все они носят не конъюнктурный, а достаточно принципиальный характер. Скажем, по вопросу о ПРО понятно, что Соединенные Штаты от своих планов отступать не намерены, и позиция России, какая бы она ни была, их не остановит. А Россия со своей стороны тоже свое отношение не пересмотрит, оснований для этого нет. Что же касается предложений о совместной разработке этого проекта, то, мне кажется, теоретически это возможно. Практически же это абсолютно нереально, поскольку взаимодействие и сотрудничество в таком деликатном вопросе, как стратегическая безопасность (а совместное ПРО - это очень серьезный проект в этой сфере) возможно только при наличии высокой степени доверия сторон друг к другу. Сейчас никакого доверия нет, полное взаимное непонимание взаимных целей и мотивов.


- Какие еще есть болевые точки в отношениях России и США?


- Болевая точка - это Косово, где вопрос перешел в стадию финального решения. Вопреки ожиданиям, Россия занимает совершенно непреклонную позицию и пока ничем не выдает готовность к компромиссу. Для Соединенных Штатов это большая проблема, потому что они не признают возможным никакой другой вариант, кроме плана Ахтисаари, а Россия считает ровно наоборот.


- Вторая тема - это, безусловно, Договор об обычных вооруженных силах в Европе, мораторий на который объявил Путин. Соединенные Штаты, безусловно, этим озабочены, хотя в данном случае возразить Путину довольно трудно, Россия действительно ратифицировала договор, а больше практически не ратифицировал никто ; почему тогда выполнения должны требовать от одной России?


- Есть и вечная тема Ирана. Здесь, как мне кажется, сейчас как раз меньший конфликтный потенциал, позиции достаточно близки или, по крайней мере, ближе, чем когда-то были. Есть тема отношений России с соседями - от Грузии до Эстонии. Здесь все понятно: никаких изменений не будет, поскольку Соединенные Штаты Таллин официально поддержали, а Россия занимает известно какую позицию.


- И самая неприятная тема, которую, впрочем, думаю, на переговорах никто обсуждать не будет, это то, о чем говорила недавно Кондолиза Райс - ситуация с демократией и централизацией власти в России. Но это бессмысленно обсуждать на переговорах с Путиным. Никто этого и не делает. Это такой необходимый элемент, который звучит до и после переговоров.


- Что же тогда сближает Россию и США, если уходить от разговора о разногласиях?


- Россию и США сейчас очень мало что сближает. Есть некоторые экономические интересы, но очень небольшие. В отличие от Евросоюза, который, безусловно, тесно повязан с Россией, экономические связи с Соединенными Штатами весьма умеренные.


- Остается борьба с терроризмом и соображения поддержания некой общей стабильности - но и здесь понимание вопроса достаточно разное. Отношение к ООН, например. Соединенные Штаты сейчас немножко умерили критику ООН, но все равно они считают, что ООН - это не столько решение проблем международной стабильности, сколько сама проблема. И так далее. В общем, основ для нахождения взаимопонимания, взаимной зависимости мало. Если от Европы Россия зависит сильно, как и Европа от нее, то с Соединенными Штатами этого нет. Более того, Россия наслаждается тем, что по большому счету может действовать совершенно свободно от американского воздействия, ведь внутриполитическое воздействие (Вашингтона на Москву – РС) сошло на нет. А в том, что касается постсоветского пространства - это такой хронический, вялотекущий, иногда обостряющийся геополитический конфликт. В целом желания к сближению нет. Я думаю, что до смены администрации как в Кремле, так и в Белом доме ни на какие принципиальные изменения рассчитывать не приходится.


XS
SM
MD
LG