Ссылки для упрощенного доступа

Политический кризис на Украине затягивается


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мает участие независимый киевский политический эксперт Виктор Небоженко.



Андрей Шарый : В Киеве сегодня ожидалось окончание политического кризиса. Однако переговоры между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Виктором Януковичем, на котором должно было быть достигнуто соглашение о новой дате досрочных парламентских выборов, завершились безрезультатно. Сейчас в прямом эфире программы "Время Свободы" независимый киевский политический эксперт Виктор Небоженко.


Виктор, добрый вечер! Скажите, пожалуйста, что вам подсказывает чутье политолога? Удастся ли в ближайшие дни сторонникам конфликта разрешить политический кризис или все опять затянется?



Виктор Небоженко : Честно говоря, конечно, немножко печально, когда у нас уже не хватает опыта, и остается только рассчитывать на чутье. Это говорит о некоем экстремальном характере украинской политики. Я думаю, что все опять затянется, потому что совершенно неожиданно из большого комплекса вопросов, который возник политический кризис, все свелось только к одному какому-то элементу политического фокуса - к дате выборов. Между тем, дата выборов не решает вопросов о способе выборов, о том, что произойдет после выборов, и могут ли политические силы применять те же самые приемы, которые применили, входя в этот же политический кризис.



Андрей Шарый : Скажите, пожалуйста, а почему все свелось к фокусу, как вы это называете? В чем причина?



Виктор Небоженко : Потому что нет обоснований ни у той, ни у другой стороны преимуществ, допустим, даты. Вообще, дата либо фиксируется, либо результат договоренностей. А в данном случае непонятно, почему одна сторона отказывается и другая. Пока есть только психологические причины. Коалиция отказывается от даты президента, чтобы не выглядеть более слабым в глазах общественного мнения. Тем более что для Партии регионов крайне важно выглядеть монолитными, каменными, железными - сталинской партией, партией орлов, так скажем. А почему партия президента не хочет переносить на осень? Наверное, она боится, что Партия регионов подготовиться чуть-чуть лучше, чем ее противники.



Андрей Шарый : Скажите, пожалуйста, Виктор, какой общественный резонанс вызывают все эти события? У меня есть в Киеве несколько друзей. Они все очень недовольны тем, как развивается ситуация. Говорят, что власть очень далека стала от народа, никто не собирается выходить на площади, никто никого не поддерживает. Все это вызывает только раздражение. Мои киевские друзья какие-то необычные украинцы, или это типичный подход к вопросу?



Виктор Небоженко : Нет, нет, это обычные украинцы. Я думаю, что это тот активный средний класс, который может сказать только одно позитивное слово. Вы знаете, все мои друзья добавляют еще к вашим друзьям еще один довод - слава богу, что они не принимают дурацких законов против бизнеса, не вмешиваются в наши дела. Где-то постепенно средний бизнес живет своей собственной жизнь, как, в общем-то, и должно быть, на самом деле. Это хорошо, что произошло отделение. Но затягивается непонятность того, что творится наверху. Ни та, ни другая сторона не стараются объяснить населению ради чего, собственно, идет ожесточенная борьба.



Андрей Шарый : Чем чревато для Украины продолжение вот этих затянувшихся переговоров? Парламент работает ненормально в вашей стране, исполнительная власть тоже отчасти не может предпринимать какие-то свои исполнительные решения. Или это серьезно не скажется на перспективах развития страны?



Виктор Небоженко : Ну, на перспективу, конечно, скажется. Но если говорить о краткосрочном трехмесячном экономическом цикле, то навряд ли. Потому что валюта стабильная, от России мы зависим газом. Россия свою цену не меняет. Около 4 миллионов гастарабайтеров с Украины прекрасно работают на Западе и Востоке. А это один из самых мощных вариантов стабильности. В силу некоей отделенности обычной экономической жизни от высокой политики это не влияет. Но это так долго продолжаться не может, я с вами согласен. Потому что законы надо принимать. Исполнительная власть должна заниматься, конечно, стратегическими вопросами.



Андрей Шарый : Расшифруйте, пожалуйста, слова одного из сопредставителей сторонников Ющенко. Депутат парламента говорит о том, что Виктор Янукович несамостоятелен в своих решениях. Он постоянно их меняет - то говорит о то, что выборы будут, то теперь не будет. Есть ли какие-то силы, которые дергают там ниточки сзади за Ющенко и за Януковичем, или это вполне самостоятельные политики, или они все-таки вынуждены на кого-то там обращать внимание?



Виктор Небоженко : Вы знаете, я уже отношусь к тому уровню квалификации и возрасту, когда уже не пытаюсь показать, что я понимаю, за какие ниточки тянут Путина, Буша, Януковича или Ющенко. Просто это разные немножко политические силы. Янукович все-таки построил жесткую иерархию, где он был единственным переговорщиком и главным действующим лицом. Вот в чем дело. Поэтому считалось, что он безгрешен, а все остальные только принимали участие. Только после его знаменитого соглашения с Ющенко, компромисса о том, что он согласился на выборы, сейчас активизировался второй эшелон Партии региона, который всегда был в тени. У Ющенко другая ситуация. Он сам принимал решения, практически ни с кем особо не советуясь. И только сейчас вокруг него появляется группа людей, которые заинтересованы, может быть, в реализации его стратегии. Это генеральный прокурор Пескун, это председатель Совета национальной безопасности Плющ и это глава администрации Болога. Сказать, что это ниточки? Нет. Повторяю, у Партии регионов просто, кроме Януковича, теперь вступают в игру, скажем так, неслабые игроки, такие как Азаров, Богатырева и другие, а у Ющенко, наконец-то, появляется то, что называется, политическим телом.



Андрей Шарый : Спасибо большое, Виктор.




XS
SM
MD
LG