Ссылки для упрощенного доступа

60-й Каннский фестиваль. Один из самых сильных конкурсов


Каннский фестиваль открылся картиной гонконгского режиссера Вонга Карвая «Мои брусничные ночи»
Каннский фестиваль открылся картиной гонконгского режиссера Вонга Карвая «Мои брусничные ночи»

В конкурсной программе юбилейного, 60-го Каннского фестиваля фильмы сразу двух русских режиссеров: «Александра» Александра Сокурова и «Изгнание» Андрея Звягинцева. Фестиваль открылся вечером 16 мая картиной знаменитого гонконгского режиссера Вонга Карвая (Wong Kar-Wai, 王家衛) «Мои брусничные ночи». Своими впечатлениями от этого фильма — и мнением о Каннском фестивале — я попросил поделиться известного московского кинокритика Андрея Плахова.


— Конечно, как каждый фильм Вонга Карвая — «Мои брусничные ночи» (название фильма переводят также и как «Мои черничные ночи») вызывает эмоции, прежде всего эстетические. Потому что этот режиссер замечательно умеет создать атмосферу, выстроить кадр, создать удивительное цветовое решение на экране. Все это сохраняется, все это остается в фильме Вонга Карвая, как обычно. Но, к сожалению, Вонг Карвай перешел с одной площадки культурной на другую. Раньше он всегда снимал в Китае, а если снимал за границей, то всегда с китайскими актерами, однако сейчас действие происходит в Америке, в Мемфисе, в Нью-Йорке, в Лас-Вегасе. Играют исполнителей главных ролей тоже актеры англоязычные — Нора Джонс, известная певица, Джуд Лоу, Натали Портман, Рейчел Уайз и другие. Вонг Карвай ушел от обычных своих сюжетов, и даже настроение фильма все равно стало другим, будучи перемещено в американскую реальность.


— В этом году в конкурсной программе сразу два российских фильма. Это всего лишь совпадение, как говорят те, кто отбирает фильмы для конкурсной программы. Александр Сокуров в пятый раз уже в Каннах. В разных программах показывались его фильмы. Сейчас премьера фильма «Александра». И Андрей Звягинцев, известный победой с фильмом «Возвращение» на Венецианском фестивале, привез новый свой фильм «Изгнание».
— Я видел только одну из этих картин, а именно «Изгнание» Андрея Звягинцева. Это очень интересная работа. Безусловно, это значительный фильм, который, наверное, вызовет разные реакции. Кому-то очень понравится, у кого-то вызовет серьезные возражения, вполне вероятно. Но в любом случае ясно, что действительно серьезная работа, большой труд и большой талант Звягинцева, который проявляется в том, что он умеет также как Вонг Карвай в своем роде создать атмосферу некий такой эмоциональный градус изобразительного решения, музыкального решения, которые редко встречаешь, по крайней мере, в российском кино. В этом смысле Звягинцев режиссер международного уровня, и фильм «Изгнание» это подтверждает.


— После выхода первого фильма Звягинцева «Возвращение» говорили о том, что он режиссер традиции Тарковского.
— Безусловно, это режиссер традиций Тарковского, но в новой картине также видно, что он во многом питается и традиций Бергмана и, вообще, многими традициями, включая, например, традицию Уильяма Сарояна, потому что фильм является экранизацией одной из его повестей. В общем, в нем переплавилось достаточно много влияний культурных. Все-таки, безусловно, поскольку это русский режиссер, очень многое сближает его с русской традицией кинематографической, в частности, именно Андрея Тарковского. Конечно, Звягинцев учитывает, что современное кино уже достаточно далеко ушло от того периода, когда работал Тарковский. Сегодня буквально воспроизводить его приемы — это и нелепо, и не нужно, и бессмысленно.


— Александр Сокуров вне всякого сомнения один из самых крупнейших российских современных режиссеров. Фильмы его вызывают много споров. Многие критики считают его не фестивальным. Он никогда не завоевывал очень крупных наград. Что вы думаете по поводу перспектив фильма «Александра»?
— Во-первых, это не совсем так. Сокуров со своим фильмом «Молох» получил приз за сценарий в Канне несколько лет назад. Причем, тогда это был очень сложный, серьезный конкурс. Поэтому такое решение можно считать наградой, успехом Сокурова. Действительно, последующие его картины призов не получили, однако все равно Сокуров считается фаворитом Канна, даже причисляется к так называемой каннской номенклатуре. Президент фестиваля Жюль Жакоб называет его в числе своих самых любимых избранных режиссеров среди ареопага, который собирается в Канне со всего мира, режиссерского ареопага.
Трудно сказать, как будет воспринята картина «Александра». Сокуров — режиссер очень странный в этом смысле. С одной стороны, он очень фестивальный, потому что все его фильмы фестивали просто рвут на части, буквально борются между собой — Канн, Берлин, Венеция и так далее. С другой стороны, он не получает призов вероятно потому, что все-таки его кино слишком радикально, слишком, может быть, изысканно в каком-то смысле даже для достаточно изысканной фестивальной конъюнктуры.


— Назову несколько имен из числа тех режиссеров, фильмы которых попали в главный конкурс Каннского фестиваля. Это Гас Ван Сент, Квентин Тарантино, братья Коэны, Катрин Брейа, Эмир Кустурица. Можно и дальше перечислять. Очень сильный конкурс. Верно я говорю?
— Да, конечно, вы говорите абсолютно верно. Судя по именам, этот конкурс очень сильный, один из самых сильных конкурсов, которые были на Каннском фестивале за последние годы. Может быть, я могу только с тем конкурсом, который прошел в 1999 году. Как это будет в реальности, мы посмотрим. Потому что иногда имена остаются именами, а фильмы, увы, разочаровывают.


— Огромная программа за рамками конкурса Каннского фестиваля. На чтобы вы обратили внимание?
— Да, за рамками конкурса остались очень многие фильмы и очень многие известные режиссеры. Например, шведский режиссер Рой Андерссон, очень хороший, или Ху Сяо Сьен, режиссер из Тайваня. Конечно, все не могли попасть в конкурсную программу. Отбор был очень жестким в этом году. Завтра показывается картина Цуй Харка, тоже очень известного китайского режиссера, вне конкурса. Будет целый ряд гала-премьер таких хитов как, например, «13 друзей Оушена» Содерберга. Это все официальная программа, но не конкурс. Понятно, что такие фильмы не должны быть в конкурсе. Просто Каннский фестиваль, действительно, дает возможность каждому зрителю составить свою программу и посмотреть огромное количество фильмов, и даже необязательно, что это будет конкурсная программа. Это может быть совершенно нечто параллельное. Например, будет показан фильм, посвященный юбилею Каннского фестиваля. Кроме того, будет показан целый альманах короткометражных фильмов (каждый из них длится всего 3 минуты), который называется «У каждого свое кино». Там собраны тоже лучшие режиссеры мира — того же Вонга Карвая, Билле Августа, братьев Коэнов и среди них наш Андрей Кончаловский.


XS
SM
MD
LG