Ссылки для упрощенного доступа

Федеральная таможенная служба России намерена взыскать у Bank of New York 22,5 миллиарда долларов


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Арслан Саидов: Федеральная Таможенная служба России намерена отсудить у Bank of New York 22 с половиной миллиарда долларов. В такую сумму превратились 7 с половиной миллиардов «отмытых» банком денежных средств за экспортируемые в Россию товары. Аналитики скептически оценивают шансы таможенников на получение этих денег, указывая при этом, что даже если размер компенсационной выплаты будет сильно снижен, судебный прецедент сильно повредит репутации Bank of New York.



Марьяна Торочешникова: Формальным поводом для обращения Федеральной таможенной службы России в суд стала история почти восьмилетней давности, когда в 1999 году менеджеров старейшего американского банка обвинили в содействии отмыванию преступных денег из России. Выяснилось это вскоре после обращения Министерства внутренних дел России к ФБР с просьбой помочь отследить путь 300 тысяч долларов, выкуп за человека, похищенного в России. Сыщикам удалось выяснить, деньги переведены на Bank of New York на счет компании под управлением российского эмигранта Питера Берлина, а затем транзитом через оффшорный банк возвращены в один из российских банков. Выяснилось так же, что Берлин женат на вице-президенте Bank of New York Люси Эдвардс.


Длительное расследование обстоятельств дела шло в США и завершилось в июле 2006 года. Берлина и Эдвардс уличили в том, что через открытые ими счета было легализовано более 7 миллиардов долларов из России, в основном доходы, спрятанные экспортерами. Супруги получили по пять лет условно и обязались выплатить 685 тысяч долларов в возмещение ущерба. Еще раньше, в ноябре 2005 года, и сам Bank of New York пошел на мировую и заплатил 38 миллионов долларов для урегулирования претензий правоохранительных органов. Руководство Bank of New York признало, что высокопоставленные лица в банке игнорировали правовые обязательства по предоставлению отчетов об операциях, вызывающих подозрение. Из 38 миллионов долларов Россия не получила ничего, и теперь адвокаты, обслуживающие Федеральную таможенную службу, ершили это недоразумение устранить. Говорит адвокат Стивен Маркс.



Стивен Маркс: Федеральная налоговая служба, как только ей стало известно о том, что было дело, то есть когда Bank of New York публично признал свои нарушения и правовые нарушения и когда Bank of New York заключил соглашение об отказе от судебного преследования, и когда представитель Bank of New York давал показания в Конгрессе, именно тогда наши клиенты - Федеральная таможенная служба - задали вопрос: скажите, пожалуйста, какие существуют правовые, юридические возможности в США. Следовательно, мы пытались дать оценку с точки зрения американского права, с точки зрения американской юридической ситуации в отношении возможности подать иск там. Мы пришли к убеждению, что да, обстоятельства таковы, что это может быть дело, которое обладает исковой силой. Следовательно, мы можем иск вчинит как в США, так и в Российской Федерации. Но здесь, как вам известно, Bank of New York не проявил никакой заинтересованности. Мы вместе с российскими коллегами взвесили все варианты, которые у нас были, и пытались решить, что будет лучше, в России или в США подать. И вот затем, рассмотрев различные аспекты правовой системы и различные варианты защиты, команда наших адвокатов именно и исключительно на основании юридических тонкостей приняла решение подавать иск в России. Опять же, подчеркну, это касалось не обстоятельств дела, поскольку по ним нет никаких вопрос, а именно из-за юридических аспектов мы решили подать иск в Российской Федерации.



Марьяна Торочешникова: Сумма претензий ФТС России к Bank of New York составляет 22 с половиной миллиарда долларов. Стивен Маркс объяснил, что она рассчитана исходя из положения американского законодательства, согласно которому потерпевшая сторона может требовать возмещения ущерба в трехкратном размере. Дело будет рассматриваться российским судом. Именно это обстоятельство вызывает больше всего вопросов у американских наблюдателей, сомневающихся в беспристрастности российской фемиды.


Многие авторитетные американские юристы считают, что попытка Федеральной таможенной службы России взыскать через суд 22 миллиарда долларов не даст ожидаемых результатов. Вот что рассказал нашему корреспонденту в Нью-Йорке Яну Рунову бывший юридический советник Белого дома, а ныне сотрудник вашингтонской адвокатской фирмы "Бейкер энд Хастетлер" Дэвид Ривкин.



Дэвид Ривкин: Я не думаю, что это обвинение, в котором фигурирует Bank of New York, можно назвать беспроигрышным для истца. Министерство юстиции и прокуратура штата Нью-Йорк пришли к выводу, что нет основания подозревать руководство Bank of New York и сам банк в совершении преступления, поэтому были наказаны отдельные непосредственные виновники. Поскольку истцом выступает государственная служба России, то я готов предположить, что за этим обвинением стоит политика. У российского руководства было слишком много скандальных промахов и просто провалов на международной арене и оно решило действовать по принципу "а ты сам кто такой", то есть показать, что мы, Россия, тщательно следим за соблюдением закона, что не только у нас есть нарушения, а вот американский банк - Bank of New York - совершает преступление. На моей памяти такого еще не было. В советское время Кремль обвинял различные американские компании в шпионаже, но обвинения в адрес американского банка в отмывании денег со стороны России, в которой, в отличие от Америки, закон всегда сквозь пальцы смотрел на подобные преступления, это что-то совершенно новое, беспрецедентное, необычное даже для России.



Марьяна Торочешникова: Дэвид Ривкин не исключил так же, что, помимо политических целей, российское руководство преследует и чисто финансовые: если не 22 миллиарда, то хотя бы полтора десятка миллионов. Тем более, что у Bank of New York вроде бы есть специальный фонд на досудебное урегулирование споров.


XS
SM
MD
LG