Ссылки для упрощенного доступа

Жандарм и метрополитяне. Испанских правоохранителей объединят сверху


Полиция обеспечивает охрану суда над организаторами взрыва поездов, за которыми не уследили гвардейцы
Полиция обеспечивает охрану суда над организаторами взрыва поездов, за которыми не уследили гвардейцы

Сферы деятельности двух основных правоохранительных структур Испании определяются не списком преступлений, с которыми те призваны бороться, а так называемым территориальным принципом. Полиция работает в городах, а Guardia Civil вне их пределов. Если, к примеру, один и тот же террорист действует в сельской местности, то его ловят гвардейцы ; когда он перемещается в город, им начинает заниматься полиция.


Министр внутренних дел Испании Альфредо Перес Рубалькаба так объяснил назначение единого руководителя для двух ведомств: «мы всего-навсего хотим, чтобы во главе двух спецслужб стоял один человек. Это нужно для большей координации, для большей эффективности. Одним словом, для того, чтобы лучше служить нашим гражданам».


Естественно, и полиция, и жандармерия занимаются не только террористами, но и организованной преступностью, квартирными кражами, экономическими преступлениями и коррупцией, нарушителями общественного порядка, хулиганами и так далее. За соблюдением порядка на дорогах тоже приходятся следить двум силовым структурам, поскольку аналога российского ГИБДД в Испании нет, а присматривать за крайне недисциплинированными испанскими водителями дело непростое.


При территориальном распределении функций возникает множество межведомственных проблем, дополнительно усугубляемых двойным подчинением гвардейцев. Ею руководит не только министерство внутренних дел, но и министерство обороны, поскольку Guardia Civil является полувоенным формированием.


К чему приводит отсутствие согласованных действий спецслужб, испанцы убедились во время печальных событий 11 марта 2004 года. В ходе расследования терактов в мадридских электричках, устроенных исламистами, выяснилось, что задолго до взрывов полиция располагала информацией, что на шахтах Астурии, находящихся в зоне ответственности Гражданской гвардии, преступники начали активно воровать динамит. «Украсть взрывчатку на шахте было нетрудно - об этом всем известно, - говорит представитель полиции Карлос Монтеро. - Похитители предлагали его на продажу с 2001 года. Непонятно только, почему их не остановили те, кому было положено это сделать».


В свою очередь, жандармерия знала от агентов-информаторов, что динамитом интересовались жившие в Мадриде выходцы из стран Северной Африки. Обменяться информацией силовые структуры не пожелали - сказались межведомственные барьеры - и в результате мадридские террористы спокойно купили у астурийских воров динамит и взорвали поезда.


Многие испанские наблюдатели полагают, что назначение единого руководителя двух структур является недостаточной мерой. По их мнению, следует создать общую полицейскую структуру, ликвидировав гвардию как давно устаревшее формирование. Кстати, сами гвардейцы недовольны тем, что, хотя они и выполняют обычные полицейские функции, их по-прежнему заставляют жить в казармах, муштруют и наказывают как солдат срочной службы.


Да и платят жандармам меньше, чем обычным полицейским. Как отмечает руководитель незаконного профсоюза гвардейцев (профсоюз гвардейцам тоже запрещено иметь) Хоакин Кановас, «мы хотим пользоваться демократическими правами наравне с остальными трудящимися. Наша жизнь регулируется давно устаревшими ведомственными распоряжениями, часто противоречащими конституции страны».


Кроме того, жандармский корпус пользуется дурной славой у населения. Ведь в не таком уж далеком прошлом именно Гражданская гвардия являлась одним из оплотов фашистской диктатуры и отличалась особой жестокостью в борьбе с демократами. А создали Гвардию в первой половине XIX века специально для того, чтобы извести прятавшихся в горах знаменитых разбойников-бандолерос, воспетых Байроном, Мериме и другими авторами.


Бандолерос уже давно превратились в легенду. Очередь за Guardia Civil, считают местные общественные деятели.


XS
SM
MD
LG