Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Человек дня - британский драматург Том Стоппард



Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 22 мая - британский драматург Том Стоппард.


Его эпическая пьеса о причинах политического радикализма в России Х1Х века "Берег Утопии" стала лауреатом престижной премии американских театральных критиков сразу в семи номинациях. Пьеса состоит из трех отдельных постановок - "Путешествие", "Остов корабля", "Спасение", центральными фигурами которых являются Михаил Бакунин, Виссарион Белинский и Александр Герцен.


Том Стоппард родился в 1937 году в Чехословакии, его настоящее имя Томаш Штраусслер. В 1946 году бежавшая в начале войны от нацистов семья осела в Великобритании. Том получил фамилию своего отчима, майора Стоппарда. Первую пьесу - "Ходить по воде" - Стоппард написал в 1960 году. Работал газетным репортером, поддерживал правозащитное движение в Советском Союзе и других странах Восточного блока. Переводил на английский язык пьесы Вацлава Гавела. Автор двух десятков модных модернистских пьес. Самые знаменитых произведения Стоппарда - пьеса "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и сценарий к фильму "Влюбленный Шекспир".


О человеке дня Радио Свобода говорит мой коллега Александр Генис.



Александр Генис : Никто не осмелится назвать Стоппарда современным Шекспиром, но они похожи в своем беззастенчивом обращении с материалом. "Заурядные писатели, - говорил Элиот, - у классиков учатся, хорошие - воруют". В том числе и у самого Шекспира, которому Стоппард обязан и первым большим успехом - пьесой «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», и своим самом шумным триумфом - оскароносным фильмом «Влюбленный Шекспир».


У великого барда Стоппард заимствовал и цель своего, как теперь говорят, театрального проекта - воссоздать на сцене центральные конфликты своей эпохи. Но если, не расстававшийся с Плутархом и английскими хрониками Шекспир работал с историей, то Стоппард всеяден, как губка. Он вбирает в себя весь интеллектуальный багаж, составляющий духовный климат нашего времени. Из года в год посещая спектакли по пьесам Стоппарда, я погружался то в тонкости гносеологии («Прыгуны»), то в квантовую механику («Хэпгуд»), то в теорию хаоса («Аркадия»), то в классическую филологию («Изобретение любви»).


При этом Стоппард, боясь, что его посчитают «головным автором», открещивается от интеллектуализма. Так накануне нью-йоркской премьеры «Берегов утопии», он публично обратился к зрителям с просьбой не слушать критиков.


"Мои пьесы не требует подготовки, они созданы, чтоб развлечь аудиторию. Все, что вам нужно знать, расскажут со сцены". И действительно, Стоппард не требует эрудиции, а дает ее. Его театр воплощает мысли, превращая их в чувства и возгоняя в страсти. Оригинальность, нет - уникальность Стоппарда в том, что он умеет делать из абстрактных идей живую драму, бурную и увлекательную, как голливудский боевик, в которых, кстати сказать, он тоже знает толк.


Когда Спилберг заканчивал съемки третьей и лучшей серии "Индианы Джонса», он показал материал Стоппарду. Какие тот дал советы, никто не знает, но известно, что после выхода фильма Спилберг послал английскому драматургу чек на миллион долларов.



XS
SM
MD
LG