Ссылки для упрощенного доступа

«Берег Утопии». Абсолютный успех пьесы Стоппарда у театральных критиков США


Том Стоппард на Воробьевых горах среди студентов МГУ
Том Стоппард на Воробьевых горах среди студентов МГУ

22 мая эпическая пьеса британского драматурга Тома Стоппарда (Tom Stoppard) о причинах политического радикализма в России ХIX века «Берег Утопии» (The Coast of Utopia) стала лауреатом престижной премии американских театральных критиков сразу в семи номинациях. Пьеса состоит из трех отдельных постановок — «Путешествие», «Остов корабля», «Спасение», центральными фигурами которых являются Михаил Бакунин, Виссарион Белинский и Александр Герцен.


Том Стоппард родился в 1937 году в Чехословакии, его настоящее имя Томаш Штраусслер (Tomáš Straussler). В 1946 году бежавшая в начале войны от нацистов семья осела в Великобритании. Том получил фамилию своего отчима, майора Стоппарда. Первую пьесу — «Ходить по воде» (A Walk on the Water) — Стоппард написал в 1960 году. Работал газетным репортером, поддерживал правозащитное движение в Советском Союзе и других странах Восточного блока. Переводил на английский язык пьесы Вацлава Гавела. Автор двух десятков модных модернистских пьес. Самые знаменитых произведения Стоппарда — пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead) и сценарий к фильму «Влюбленный Шекспир» (Shakespeare in Love).


Никто не осмелится назвать Стоппарда современным Шекспиром, но они похожи в своем беззастенчивом обращении с материалом. «Заурядные писатели, — говорил Элиот, — у классиков учатся, хорошие — воруют». В том числе и у самого Шекспира, которому Стоппард обязан и первым большим успехом — пьесой «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», и своим самом шумным триумфом — оскароносным фильмом «Влюбленный Шекспир».


У великого барда Стоппард заимствовал и цель своего, как теперь говорят, театрального проекта — воссоздать на сцене центральные конфликты своей эпохи. Но если, не расстававшийся с Плутархом и английскими хрониками Шекспир работал с историей, то Стоппард всеяден, как губка. Он вбирает в себя весь интеллектуальный багаж, составляющий духовный климат нашего времени. Из года в год посещая спектакли по пьесам Стоппарда, я погружался то в тонкости гносеологии («Прыгуны»), то в квантовую механику («Хэпгуд», Hapgood), то в теорию хаоса («Аркадия»), то в классическую филологию («Изобретение любви»).


При этом Стоппард, боясь, что его посчитают «головным автором», открещивается от интеллектуализма. Так накануне нью-йоркской премьеры «Берегов утопии», он публично обратился к зрителям с просьбой не слушать критиков.


«Мои пьесы не требует подготовки, они созданы, чтоб развлечь аудиторию. Все, что вам нужно знать, расскажут со сцены». И действительно, Стоппард не требует эрудиции, а дает ее. Его театр воплощает мысли, превращая их в чувства и возгоняя в страсти. Оригинальность, нет — уникальность Стоппарда в том, что он умеет делать из абстрактных идей живую драму, бурную и увлекательную, как голливудский боевик, в которых, кстати сказать, он тоже знает толк.


Когда Спилберг заканчивал съемки третьей и лучшей серии «Индианы Джонса», он показал материал Стоппарду. Какие тот дал советы, никто не знает, но известно, что после выхода фильма Спилберг послал английскому драматургу чек на миллион долларов.


XS
SM
MD
LG