Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Формула кино. Памяти Кирилла Лаврова


Мумин Шакиров: Памяти Кирилла Лаврова. С замечательным человеком и выдающимся артистом мне удалось встретиться в ноябре 2004 года во время съемок документального фильма «В шкуре вождя». Речь шла об артистах, которые в разные годы играли Ильича. Кирилл Лавров не раз примерял на себя образ Ленина, как в кино, так и на театральной сцене. Это интервью, к сожалению, не вошло в картину, нигде не демонстрировалось и не публиковалось, но оно сохранилось на пленке. Беседа с Лавровым состоялась в Санкт-Петербурге в гостинице "Пулковская", где проходил съезд соотечественников. Художественному руководителю Большого драматического театра часто задавали вопрос о его отношении к личности Ленина. На что Кирилл Юрьевич отвечал, что Ленин - одна из ярчайших личностей XX века. «В своей актерской интерпретации я не пытался идеализировать этого человека, а старался содрать с него позолоту», - рассказывал он журналистам. Лавров создал один из самых ярких образов Ленина, как на сцене, так и на экране. Зрители помнят его по картине «Доверие» режиссера Виктора Трегубовича, ну а своем родном БДТ у него было несколько спектаклей, в том числе и знаменитая постановка Георгия Товстоногова «Перечитывая заново».


Играть Ленина всегда было сложно артистам, не только по идейным соображениям. В советское время почти все актеры попадали под обаяние и влияние того образа, который придумал в фильмах Михаила Ромма, выдающийся артист Борис Щукин. С этим приходилось считаться и Кириллу Лаврову.



Кирилл Лавров: Конечно, вы правы, что тот образ, который в свое время создал замечательный артист Борис Щукин, он стал таким основополагающим для большинства актеров, которые, в общем, играли не Ленина, а играли Щукина. Вот он настолько убедителен, обаятелен был, замечательны все эти его дела. Какой был на самом деле Владимир Ильич, никто же из нас не знает и не видел. У меня были две работы, связанные с этой ролью, в театре. В театре, где репетиционный процесс гораздо серьезнее, глубже, чем в кинематографе. На малой сцене мы играли, такой "Защитник Ульянов" был спектакль у нас о молодом Владимире Ильиче, но там я вообще без грима играл. Как Янковский играл в "Синих конях", так же я играл Владимира Ильича, со своим лицом. И потом "Перечитывая заново", там уже была центральная роль Владимира Ильича, была композиция из разных пьес о Ленине.



Мумин Шакиров: В спектакле «Перечитывая заново» Кириллу Лаврову в БДТ было важным отказаться от всего того, что было сделано до него.



Кирилл Лавров: Это внутренняя моя задача была такая - попытаться максимально отделаться, что было очень трудно, кстати сказать, отделаться от некоей монументальности, которая сопровождала этот образ. Что это за человек? Мы все знали, что он скромный, что он почти аскет в быту. Но мне было интересно снять его с пьедестала что ли, понимаете. Я пытался найти какие-то человеческие качества этого персонажа. То есть, по сути дела, я играл не вождя пролетарской революции, а я играл помощника присяжного поверенного из самарского окружного суда. Потому что он занимал эту должность в свое время, когда он окончил Самарский университет.


В быту никто же из нас, повторяю, не видел Владимира Ильича, это все фантазии исполнителей, как они себе представляют. Я себе ничего, так сказать, оригинального, никаких задач не ставил. Мне казалось и я искренне верил в это, что это очень умный человек, что, безусловно, и было на самом деле, что этот человек необыкновенно прост, что этот человек может найти общий язык и разговаривать совершенно спокойно с людьми самых разных сословий, начиная от каких-нибудь крупных ученых и кончая ходоками, откуда-то из деревни которые пришли. То есть, что, так сказать, является признаком настоящей интеллигентности. В нем никогда не было чопорности, в нем не было ощущения собственного превосходства над собеседником. Он был очень внимателен. Даже если уровень собеседника гораздо ниже был, чем его, он, тем не менее, его слушал очень внимательно, он с ним спорил, он говорил что-то. Вот это черты настоящего русского интеллигента.



Мумин Шакиров: Конечно же, играя Ленина, можно было придумать новые краски, вносить авторские штрихи в его портрет, где-то сильнее проявить темперамент, где-то сдержать эмоции, но Ленин должен был всегда оставаться пламенным революционером и образцом для подражания. Но, по словам Кирилла Лаврова, создавая образ Ильича, авторы спектакля пытались донести до зрителя не только масштаб личности Ленина, но и намекнуть на современные реалии.



Кирилл Лавров: Когда я говорил слова, что "социалистическую революцию нельзя декретировать из России, народ хочет - значит, он должен иметь эту власть, народ не хочет - значит, он не должен иметь эту власть и надо слушать народ". Смотрите, тогда ведь образ Ленина все, кто обращались к нему, он был как бы образцом, мы хотели сказать залу зрительному, вот, смотрите, с чего мы начали, кто был во главе государства, и к чему мы пришли. А пришли мы к тому, когда Леонид Ильич уже в таком, всем нам известном, довольно юмористическом положении выглядел, понимаете, и все знали о поездках детей членов Политбюро на охоту в Африку, еще куда-то. И образ Ленина, он был как противопоставление. В этом был, так сказать, наш второй план, подзадача наша, понимаете.



Мумин Шакиров: За спектакль «Перечитывая заново» Кирилл Лавров получил Ленинскую премию.



Кирилл Лавров: И значительно поправил свое материальное положение. Но быстро эта премия кончилась, потому что я на нее себе отремонтировал, купил дачу. А больше никаких благ после этого я особых не получал за это.



Мумин Шакиров: Справедливости ради надо отметить, что Кирилл Лавров получал еще две Государственные премии, одну за спектакль «Тихий Дон», где он сыграл Григория Мелехова, и за фильм «Укрощение огня», где создал образ гениального авиаконструктора. Лавровым было сыграно много разнохарактерных ролей, как в кино, так и на сцене. Возвращаясь к теме Ленина, в беседе Кирилл Юрьевич сказал, что будь он помоложе, он вновь мог бы сыграть вождя, но уже совсем в другой интерпретации.



Кирилл Лавров: Я бы подошел бы к этому чрезвычайно серьезно. Я попытался бы изучить все открытые и возможные материалы, которых не было, естественно, у нас тогда, и на основе этого нафантазировать свой трагический образ этого человека. Я глубоко убежден, что когда он приходил к своему миропониманию, он не был злодеем, он хотел действительно лучшего. Он ведь не первый. Он наследник того же Кампанеллы, всех утопистов, которые всегда, всю жизнь мечтали о светлом, счастливом будущем человечества и так же мечтают и сегодня и будут мечтать завтра, и послезавтра, до тех пор, пока будет существовать земной шар.



Мумин Шакиров: Моим собеседником был выдающийся актер Кирилл Лавров.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG