Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. 75 лет старейшей нидерландской дамбе


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.



Олег Винокуров: Сегодня, 28 мая, исполняется 75 лет старейшей крупной нидерландской дамбе Афслаутдайк. В начале 20-го века это архитектурное сооружение считали шедевром. 75 лет назад Северное Море было окончательно отрезано от так называемого «Южного», которое впоследствии осушили, предоставив голландским крестьянам сотни новых полей. По мнению многих экспертов по климату, сегодня Голландия вновь должна озаботиться опасностью затопления. Однако, как рассказали инженеры знаменитой дамбы нашему корреспонденту в Нидерландах Софье Корниенко, повода для паники нет – голландцы всегда лучше других знали, как справиться с морем…



Софья Корниенко: Я стою в одном из самых ветреных мест на Земле, на границе соленого Вадденского Моря и залива Айсселмейр, рядом с длинным 32-километровым шоссе, проложенным прямо по морю, соединяющим Северную Голландию и Фризландию - на первой в мире крупнейшей «заградительной дамбе», по-голландски - Afsluitdijk. Ровно 75 лет назад, 28 мая 1932 года, в 13 часов 2 минуты последнее отверстие в этой легендарной дамбе было закрыто, ее строительство было завершено. Теперь, в честь юбилея дамбы, принц Виллем-Александр торжественно открыл переехавший недавно на новое место и сильно напоминающий памятник Ленину монумент инженеру-создателю дамбы Корнелису Лейли. Без помощи современных вычислительных технологий Лейли в конце XIX века, вооруженный лишь карандашом и бумагой, рассчитал возможность создания новой части суши на отвоеванной у моря территории.


Рассказывает главный консультант Королевского Управления водными путями сообщения, мостами и плотинами залива Айсселмейр Ханс Вос.



Ханс Вос : Интересно, что когда Лейли изобрел заградительную дамбу, он не был госслужащим – его наняло внештатно Сообщество Южного моря, сообщество частных предпринимателей, работающих в этом регионе. Они попросили Лейли просчитать возможные варианты постройки дамбы. Уже позднее Лейли стал министром водных путей сообщения и сумел воплотить свои планы в жизнь. Важным толчком к постройке дамбы послужило сильное наводнение 1916 года, когда под водой оказались много городов, в том числе Эдам и Волендам. На депутатов парламента в Гааге, принявших окончательное решение о необходимости возведения дамбы, сильное впечатление произвела газетная фотография всплывших во время наводнения гробов. Это, так сказать, стало последней каплей. В 1918 году появился закон, по которому Южное море должно было быть частично осушено.



Софья Корниенко: Говорит руководитель департамента проектов Королевского у правления водными путями сообщения, мостами и плотинами залива Айсселмейр Эрик Рехелинг .



Эрик Рехелинг : Сегодня перед нами стоит вопрос: что будет еще через 75 лет? Оценка состояния основных дамб и плотин вдоль рек, заливов и морского побережья, согласно новому законодательству 1996 года, производится в Голландии каждые пять лет. Главный критерий – устоит ли дамба в случае особо сильного шторма. В науке это принято называть «супершторм». Вероятность возникновения супершторма – одна десятитысячная в год или один раз в 10 тысяч лет. Это очень малая вероятность, ведь под суперштормом понимается сила ветра более 40 метров в секунду, подъем воды на уровень свыше 5 метров над так называемым «нормальным амстердамским уровнем», принятым за стандарт, а также волны высотой более двух с половиной метров, способные захлестнуть с головой любого стоящего взрослого человека.


Сегодня средняя высота дамбы Афслаутдайк составляет семь с половиной метров. Базальтовое покрытие дамбы претензий не вызвало, а вот из-за травы, которая растет на поверхности многих голландских дамб, могут возникнуть неприятности, если ее начнет размывать вода.



Софья Корниенко: Инженеры ищут новые способы решения проблемы, желательно – дешевые и эффективные. Если вода зальет обыкновенную траву, начнется эрозия и обвал песчаных стен – в случае шторма вскоре от дамбы ничего не останется. Один из вариантов – высадить вдоль дамбы водоустойчивую траву, похожую на искусственную траву на футбольном поле. Другой оригинальный строительный демарш – создать искусственный риф, то есть построить еще одну, подводную дамбу-волнорез. Такие рифы представляют собой крупные мешки из искусственных материалов, наполненные песком. Их укладывают недалеко от побережья, получается настоящий риф, где, кстати, собирается много рыбы.



Эрик Рехелинг : Корнелис Лейли 75 назад исходил из расчета, что максимальный уровень воды при шторме будет около трех с половиной метров выше среднего. По нашим расчетам, сегодня эта критическая величина достигает уже пяти метров. То есть нет ничего удивительного в том, что дамба устарела.



Софья Корниенко: Несмотря на то, что Нидерланды - из всех государств мира, очевидно, в первую очередь - должна волновать перспектива глобального потепления, реконструкция дамб здесь осуществляется основательно и медленно. Но в этом нет ничего страшного, уверяет Эрик Рехелинг, ведь за дамбой Афслаутдайк - еще не земля, а залив Айсселмейр, затем еще плотины, а затем уже - города и деревни.



Эрик Рехелинг : Если опираться на данные последних международных исследований, которые говорят, что уровень моря поднимается в среднем на 60-80 сантиметров в сто лет, то, конечно, определенные дополнительные меры предосторожности мы должны принять. Но мы абсолютно убеждены, что сможем при таком темпе роста уровня моря сохранить нашу землю сухой. Естественно, в любых расчетах есть доля погрешности, и рост уровня моря может ускориться, но никаких неожиданностей в этом смысле в ближайшие сто лет не предвидится. У нас все под контролем, так что будьте спокойны!


XS
SM
MD
LG