Ссылки для упрощенного доступа

165 обманутых покупателей недвижимости в Москве получили ключи от долгожданных квартир


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Подмосковье Вера Володина.



Арслан Саидов: 165 обманутых покупателей недвижимости в Москве получили в минувшую субботу ключи от долгожданных квартир. Два дома – на Никитской улице и по Щелковскому шоссе – фактически первые в Москве дома, которые были сданы после смены застройщика. Вручавшему ключи Юрию Лужкову подарили букет роз, топор и разрубленную веревку – символ начала разрешения труднейшей для города проблемы. Всего от недобросовестных застройщиков жилья в Москве пострадали более 3 тысяч семей.



Вера Володина: Два этих дома в Восточном административном округе Москвы на средства соинвесторов строила кампания «Стройиндустрия», достраивала группа компаний «СУ-155». Описывая торжественную церемонию, в которой участвовал мэр Москвы Юрий Лужков,вручавший ключи от квартир «обманутым дольщикам», московская пресса уже подытожила: «Дома удалось достроить при участии правительства Москвы». Вот как об этом говорят сами соинвесторы-новоселы.



Людмила Шкурко: Мы заставили чиновников сделать то, что они обязаны были сделать для нас.



Вера Володина: То есть, и дом заставили достроить, и своей активной борьбой закладывали кирпичики гражданского общества, объясняет Людмила Шкурко, профессиональный юрист и один из руководителей инициативной группы соинвесторов двух достроенных домов. Сегодня Людмила вспоминает, как фактически учили чиновников работать и как учились сами. Ведь многие из соинвесторов полагали, что во всем виноваты только чиновники, пусть они и возятся с бумагами.



Людмила Шкурко: «Пусть это они делают!» Но они не делают или делают не так. Сделают с ошибками. Мы понимаем, что только так и надо было – не просто ходить ныть, митинговать, но и предлагать какие-то конструктивные решения. Мы люди практически все из бизнеса, наши будущие соседи или, я считаю, почти уже теперешние, потому что мы уже ключи получили.



Вера Володина: Свои плоды дали и протестные акции, вспоминает Светлана Дроздова, один из представителей московских соинвесторов в так называемой комиссии Ресина. Обманутыми дольщиками московские власти занялись сразу после майской акции на Горбатом мосту, это был последний митинг, в котором участвовали московские дольщики.



Светлана Дроздова: В мае 2006 года Москва вышла в последний раз на акцию, централизованно, вместе, когда у нас попытались на адресах провести градацию. Мы этой акцией с властями, грубо говоря, договорились таким методом, что мы вышли, им заявили официально, что мы не согласны с этим, никакой градации мы не потерпим. Власти больше никаких попыток ее провести не предприняли.



Вера Володина: Градация, против которой выступили соинвесторы, - это попытка отсеять из реестра по признаку «москвич – не москвич» и в зависимости от того, сколько квадратных метров уже имели в собственности соинвесторы. Граждане объяснили властям: мы не стояли в очереди на жилье, мы купили квартиры сами.



Светлана Дроздова: Ребята, вы на наши деньги строите дома муниципалам, на наши деньги сносились пятиэтажные дома, строились хорошие квартиры. Допустим, у меня по проекту был снос пятиэтажного ветхого фонда, и у меня москвичи въехали, извините, из пятиметровых кухонь своих в нормальные 13-метровые кухни. Так что я им сделала плохого, почему меня надо было замочить на это?



Вера Володина: Людмила Шкурко объяснила: в ее доме доля города составляла около 40 процентов, то есть соинвесторы фактически платили почти поровну – не только за свою квартиру, но и за квартиру для очередника. Поскольку этот дом не типовой, то по правительственному распоряжению застройщик должен был городскую долю продать и выкупить на эти деньги для очередников типовое жилье.



Людмила Шкурко: Квартиры он продал, деньги потратил, а Москве, извините, показал дырку от бублика. А в соседнем доме на Щелковской, там маленькие квартиры, но там, тем не менее, он все равно продал все квартиры городские. Анализировали эту ситуацию, много проверяли информацию. На самом деле все это было сделано, конечно, не совсем самостоятельно. По нашему дому это вообще было легализовано даже распоряжением. А в доме по Щелковской это тоже было, в общем-то, скажем так, с согласия тогдашних местных властей. Другое дело, что это потом постарались согласие спрятать куда подальше.



Вера Володина: Достройка двух домов обошлась примерно в полмиллиарда рублей, компании «СУ-155» по зачетной схеме это компенсируется из столичного бюджета. Инициативная группа еще и сберегла бюджетные деньги, не дав «Стройиндустрии продать 11 квартир из городской доли, объясняет Людмила.



Людмила Шкурко: Инвестор тогда еще был не в бегах, это было лето 2005 года. Мы изъяли у него все наши списки. Мы поставили жесткое условие – прекратить все продажи. Мы пытались спасти хоть что-то, что могло потом в результате отойти городу.



Вера Володина: 165 соинвесторов из 3300 московских получили в прошедшую субботу ключи от квартир. К 2009 году, заявил на церемонии Юрий Лужков, проблема соинвесторов будет решена.



Светлана Дроздова: Мы сейчас ведем переговоры по двум адресам – от Открытому шоссе и Ново-Косино, «Ухтомский», это «Социальная инициатива».



Вера Володина: Практически все соинвесторы опыт борьбы за свою квартиру оценивают и как первый гражданский. Людмила Шкурко рассказала, что инициативная группа объединилась в ТСЖ, и у них еще очень много проблем. Есть и психологическая – забыть тяжелые переживания последних лет и жить настоящим и будущим. Это трудно, какие-то семьи распались, не дождавшись жилья, в ком-то остается раздражение против чиновников. Светлана Дроздова только ждет новоселья, ее дом на улице Учинской сдают через месяц.



Светлана Дроздова: Я многое поняла в этой жизни и увидела, на самом деле, как живут люди, как страшно вообще оказаться в такой ситуации. Вообще, счастлива, что мне это удалось пережить. Работала, 10 лет у меня ушло, чтобы купить эту квартиру, причем лучших лет в моей жизни, когда я была молодая, когда надо было путешествовать, радоваться жизни, у меня ушло все это на работу. Нельзя так с людьми. Люди в какой-то момент встанут и скажут им свое «нет», как это сделали мы. Если в 2005 году они нам, как вы помните, говорили: «Да вам никто ничего не должен, пошли вон отсюда», - то сегодня они уже понимают, что они нам должны.



Вера Володина: Единственными, кому столичные власти не должны ничего, оказались покупавшие по 5-10 квартир. Юрий Лужков заявил, что это уже не соинвесторы, а партнеры строительных фирм. Столичный мэр предлагает им судиться между собой.


XS
SM
MD
LG