Ссылки для упрощенного доступа

В Москве открылся Всемирный конгресс журналистов


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Данила Гальперович, Мумин Шакиров.



Александр Гостев: В Москве впервые проходит Всемирный конгресс Международной федерации журналистов. В числе главных тем обсуждения - безопасность сотрудников СМИ. Подобные форумы проходят раз в три года, а Международная федерация журналистов объединяет журналистские союзы более 150 стран мира.


Сегодня в работе Конгресса участвовал и мой коллега Данила Гальперович, вернее, он участвовал как бы в мероприятии, которое предшествует открытию. Впрочем, он расскажет об этом лучше. Добрый день, Данила. Пожалуйста, вам слово.



Данила Гальперович: Добрый день. Действительно еще перед конгрессом произошло заседание, которое на самом деле очень многие считают для этого конгресса ключевым, - это обсуждение темы безнаказанности, насилия в отношении работников прессы. Говорилось о том, что журналисты по всему миру подвергаются давлению, преследованиям, их убивают и очень часто это давление, преследования и убийства никоим образом не регистрируются властями, как преступления против профессиональной деятельности журналистов, что это либо не расследуется вообще, все следствие, все факты как-то заходят в тупик, пропадают. Например, то, что было по делу об убийстве Дмитрия Холодова. Либо преступления, которые касаются исключительно явно профессиональной деятельности журналистов, переквалифицируются как преступления, скажем, на бытовой почве, преступления из хулиганских побуждений и так далее. Об этом говорилось достаточно много. Алексей Симонов, председатель Фонда защиты гласности, сказал, что с 1992 года по нынешнее время в России погибло более 200 журналистов и очень многих из них, большинство, потеряли жизни отнюдь не в зонах военных конфликтов.



Алексей Симонов: Две трети жертв, это более 140 имен, журналисты России понесли в мирной жизни, где должен, казалось бы, главенствовать закон, где должны действовать государственные учреждения, которым за защиту этого закона платят, где мы, граждане, мы, профессиональное сообщество, вправе знать во всех подробностях: как и за что их убили, кто и каким образом понес ответственность за, что случилось, и в какой степени их профессия, их статьи, репортажи, съемки связаны с этой трагедией. Так вот, более чем в ста случаях мы этого не знаем, и, боюсь, не узнаем никогда.



Данила Гальперович: Надо сказать, что дискуссия действительно проводилась еще перед началом конгресса. Официальное его открытие должно последовать только в шесть часов вечера по Москве, менее чем через час, на этом официальном открытии должны присутствовать, как было объявлено, мэр Москвы Юрий Лужков, председатель Совета Федерации Сергей Миронов. И тем, что безнаказанность преступлений против журналистов обсуждается в отсутствие официальных лиц, был очень недоволен главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. Это издание, которое может быть одно из самых пострадавших от преступлений против журналистов: три сотрудника редакции - Анна Политковская, Юрий Щекочихин, Игорь Домников - были убиты именно, как считается очень многими, за исполнение своих профессиональных обязанностей. Дмитрий Муратов сказал, что обсуждать без власти эту тему неправильно.



Дмитрий Муратов: Мы обсуждаем сейчас смерти людей, как сказали бы на закрывшемся Каннском фестивале, во внеконкурсной программе, факультативно. Так, перед началом открытия, разогревающий состав, как говорят рок-певцы. Здесь нет тех людей, представителей российской власти, основных менеджеров российской власти, которые должны были бы услышать доклады тех, кто сегодня выступал до меня. Или, может быть, вы думаете, что им покажут эти выступления по российскому телевидению?



Данила Гальперович: Дмитрий Муратов считает: что журналистское сообщество должно организовать структуру для наказания тех, кто поднял руку или оружие на сотрудника прессы.



Дмитрий Муратов: Надо закончить осуждать и принимать резолюции. Нужно создавать специальное бюро - бюро расследований смерти журналистов. Это бюро должно заключать договоры с Интерполом, оно должно быть структурой, аналогичной той, которая долгое время разыскивала нацистских преступников.



Данила Гальперович: С этим предложением уже фактически согласился генеральный секретарь Международной федерации журналистов Айден Уайт.



Александр Гостев: Данила, спасибо большое за подробный рассказ.


Об открывающемся сегодня конгрессе с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым накануне побеседовал Мумин Шакиров.



Мумин Шакиров: В Москву приехали не работодатели, не хозяева средств массовой информации, а журналисты, представляющие конкретные издания и компании, подчеркивает господин Богданов. И вопросы будут обсуждаться сугубо профессиональные.



Всеволод Богданов: Разговор на этом Конгрессе пойдет по нескольким направлениям. Это, конечно, достойные условия труда для журналиста, права и социальная защита, защита жизни журналиста. Одна из важнейших тем, а может быть, самая главная - это что сделать сегодня мы должны, журналисты, чтобы вернуть доверие к журналистике.


Политтехнологии, пиар-агентства, многие политики, скажем так, они активно занимаются пропагандой, они вытесняют журналистику с медийного пространства. И, наверное, мы могли там говорить, что виноваты в этом главные редакторы, виноваты в этом хозяева СМИ, крупные политики, власть. Но речь, прежде всего, пойдет об ответственности самого журналиста: как избежать, чтобы тебя сделали проводником какой-то технологии, как сделать, чтобы ты остался верен самому главному своему цензору, скажем так, читателю, слушателю, зрителю.



Мумин Шакиров: Конгресс проходит на фоне конфликта между владельцами здания АПН на Зубовском бульваре и коллективом Союза журналистов России. Богданов и его соратники не раз публично говорили о том, что им предложили освободить занимаемые помещения, так как вскоре туда въедет телекомпания Russia Today . Глава Союза журналистов считает, что этой темы не избежать на международном форуме.



Всеволод Богданов: Они все приезжают, первый вопрос спрашивают: "Богданов, как дела, что у тебя с помещениями? Действительно тебя преследуют или что?" Мне стыдно за себя и за мою страну, и за мой союз, но я надеюсь, что и до власти дойдет двусмысленность этой ситуации.


Здание АПН было построено на журналистские деньги на 30 процентов. У нас есть свидетели, документы, по которым видно, что Союз журналистов СССР первым внес клад в строительство этого здания. Более того, анекдотичность ситуации состоит в том, что одним из главных учредителей АПН был Союз журналистов. Это создавалось как общественная структура. Это сегодня она федеральная структура, занимается какими-то важными вещами, о которых мы не всегда знаем, но можем догадываться. Поэтому мы в данной ситуации, мой дорогой коллега, мы уверены, мы считаем, что мы сидим в своем здании, построенном на деньги журналистов. Я, честно говоря, горжусь, что пока я здесь работал, я ни кусочка ни собственности, ни земли, которая принадлежала союзу, никому не отдал, только упрочил положение союза. Конечно, если Международный конгресс вступится, еще что-то скажет в защиту нашу, я думаю, так и произойдет.


XS
SM
MD
LG