Ссылки для упрощенного доступа

Против зятя президента Казахстана возбуждено уголовное дело


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Андрей Шарый, Мерхат Шарипжан.



Александр Гостев: Зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев, бывший до недавнего времени послом республики в Австрии, объявлен в международный розыск. Повод для обвинения в его адрес - соучастие в похищении двух менеджеров влиятельного алма-атинского банка "Нурбанк". Однако наблюдатели уверены, что основная причина, по которой Рахат Алиев, крупный бизнесмен и политик, попал в немилость к президенту - клановая борьба в руководстве Казахстана и в семье Нурсултана Назарбаева. На эту тему с главным редактором казахской службы Радио Свобода Мерхатом Шарипжаном в рамках рубрики "Мировая политика" сегодня беседовал мой коллега Андрей Шарый.



Андрей Шарый: У Нурсултана Назарбаева трое взрослых дочерей, и речь идет о супруге его дочери Дариги Назарбаевой, той самой, которая была очень активна и в партийном строительстве, и в организации разных медиа-холдингов, и телевизионных компаний. Ее муж Рахат Алиев, который и объявлен сейчас в уголовный розыск.



Мерхат Шарипжан: Все правильно. Кризис внутри семьи развивался последние несколько лет. Такой апогей кризиса был в ноябре 2001 года, когда молодые политики в лице Галимжана Жакиянова, в то время бывший аким, губернатор Павлодарской области, и один из ведущих банкиров, бывший министр энергетики и торговли, один из представителей молодой казахской такой элиты бизнеса - Мухтар Аблязов - вышли против Рахата. Было, с одной стороны, заметно, что они как-то начали делить власть. Шло к тому, что пошли разговоры, что Назарбаев уходит и вот сейчас кто-то должен прийти.



Андрей Шарый: То есть речь шла о попытке поделить наследство Назарбаева, Назарбаев еще никуда не собирался уходить.



Мерхат Шарипжан: Да, он не собирался никуда уходить, но было похоже на то, что ему хотели помочь, чтобы он ушел. Закончилось это печально для Галимжана Жакиянова и Мухтара Аблязова, которые были осуждены по экономическим обвинениям и отсидели сроки, Мухтар Аблязов меньше, Галимжан Жакиянов больше. А Рахата Алиева отправили в ссылку - послом в Австрию тогда. Каждый раз, когда Рахат Алиев возвращается из ссылки, это все совпадает опять же с этими трениями и загадочными, полукриминальными такими историями. После приезда Рахата был найден застрелянным в собственном доме бывший мэр города Алма-Аты, оппозиционер, критиковавший Назарбаева и его семью, Замамбек Нуркадилов: два выстрела в область сердца, один выстрел в голову. Официально было признано, что он покончил жизнь самоубийством. Буквально через два-три месяца был обнаружен труп еще одного, еще более серьезного политика, молодого, очень серьезного, умного политика Алтынбека Сарсенбаева, сопредседателя оппозиционной партии "Настоящий Ак Жол", который в свое время был послом Казахстана в России и немного-немало занимал должность министра информации. Все это, так или иначе, многие эксперты (я сейчас не могу говорить, поскольку это недоказуемо), многие связывали с Рахатом.


Ситуация сегодня, сейчас, развивалась вокруг похищения и избиения, и исчезновения одного из похищенных руководителей "Нурбанка", это один из крупнейших банков Казахстана в Алма-Ате. Пропало два человека. Он сумел сообщить жене каким-то образом о том, кто его похитил, кто его лично избивал и угрожал.



Андрей Шарый: И там фигурировало имя Рахата Алиева.



Мерхат Шарипжан: Рахата Алиева. Рахат Алиев защищался, подал в суд на этих бедных женщин, которые являются женами этих похищенных людей, один из которых нашелся, а второй, до сих пор не известно, жив ли. На прошлой неделе Назарбаев лично дал указание министру внутренних дел Казахстана разобраться в ситуации с похищением этих высокопоставленных работников "Нурбанка" и наказать всех, невзирая на родственные связи, то есть он явно имел в виду Рахата Алиева. И после этого началось.



Андрей Шарый: Что-то известно о позиции Дариги Назарбаевой во всем этом?



Мерхат Шарипжан: Она сохраняет молчание. Но мы знаем, что был проведен обыск в доме, который принадлежит ей и ее супругу. Если судить по ее выступлениям до кульминационных, можно сказать, моментов, то она, скорее всего, на стороне мужа. Но я только сужу по ее публикациям и по ее интервью, которые она давала. Она как бы старается не упоминать имя отца, не критиковать его, но в то же время пытается защитить своего мужа, опровергая всякие слухи, недоказанные домыслы, что ее муж связан с убийствами политиков.



Андрей Шарый: У них есть дети?



Мерхат Шарипжан: У них есть дети. Кстати, сын Рахата Алиева, то есть внук Назарбаева Нурали, после всех этих событий с "Нурбанком" стал членом совета директоров этого банка.



Андрей Шарый: Каким-то образом эта неприятная ситуация связана с теми конституционными изменениями и с политической реформой, которые Нурсултан Назарбаев провел в последние недели и многие обозреватели говорили об этом, как о способе для Назарбаева остаться пожизненным руководителем Казахстана?



Мерхат Шарипжан: Я думаю, это имеет прямое отношение ко всему этому. Разборка в одной семье повлекла такие крупные изменения в Конституции. Назарбаев просо понимает, что идет какая-то драка между молодыми политиками, в том числе тяжеловесом Рахатом, очень таким жестким, мягко говоря, политиком. Согласно изменениям в этой Конституции, он освобожден от всех этих лимитов, то есть Назарбаев может избираться, как первый президент Казахстана, любое количество раз в президенты, и может сидеть семь лет, в то время как те, кто пойдут после него, будут сидеть всего пять лет у власти и избираться всего два раза. Кроме этого, мало кто обратил внимание на эти изменения в Конституции, дальнейшие изменения в Конституции будет сделать гораздо труднее. То есть это все попытки оградить какие-то дальнейшие подковерные политические игры со стороны своих ближайших соратников, родственников и так далее, которые в любой момент могут перейти в стан оппозиционеров.


XS
SM
MD
LG