Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Третьяковской галерее открылась выставка "Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях конца XIX - начала XX веков"


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Полина Ольденбург: Нередко при посещении крупных музеев, посетители задаются вопросом: как попали в это собрание те или иные шедевры? Кто был их прежним владельцем? В Третьяковской галерее решили рассказать об этом. Здесь открылась выставка «Среди коллекционеров. Графика в московских частных собраниях конца XIX - начала XX веков».



Лиля Пальвелева: Третьяковка тесно связана с именем ее основателя, однако и после смерти Павла Третьякова коллекция русского искусства продолжала активно пополняться. Порой – отнюдь не за счет дарений. Выставка «Среди коллекционеров» открывается картой Москвы, на которой отмечены 22 особняка. В них размещались частные коллекции других собирателей: Рябушинских и Морозовых, Щербатова и Остроухова – список длинный. После революции 1917 года многое оказалось в нашей галерее, – говорит заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева.



Лидия Иовлева: Тогда началась революция, еще февральская, до октябрьского переворота. Многие вещи попали на хранение в Третьяковскую галерею. Тогда возглавлял галерею Игорь Эммануилович Грабарь. Он даже в 1918 году сделал выставку тех вещей, которые были переданы в Третьяковскую галерею как бы временно. Но все, что было передано временно, потом осталось постоянно. Значительная часть была национализирована, некоторые захотели сами отдать уже в галерею в этом лихолетье, иные уехали, других не стало. Судьбы во многом были трагичны. И судьбы коллекций даже были трагичны. Поэтому, хотя и жестоко распорядилась история, но все-таки эти работы были сохранены.



Лиля Пальвелева: Подчеркнем, речь идет о высококачественных работах, ныне – всемирно известных, - Врубеля, Головина, Судейкина, Брюллова и прочих мастеров. Правда, поскольку это графика, она не может находиться в постоянной экспозиции, иначе акварели и гуаши могут выцвести, погибнуть, - подчеркивает куратор выставки Ирина Шуманова.



Ирина Шуманова: Графика может быть выставлена в течение 4-5 месяцев максимально при тех условиях, которые есть в наших залах, - это не бликующие, не пропускающие ультрафиолет стекла, минимальное освещение и идеальный климат. А вообще графика минимум полгода дожна отдыхать.



Лиля Пальвелева: Еще одно отличие от постоянной экспозиции: там работы развешиваются по хронологии, да еще и так, чтобы все вещи одного автора были рядом. Здесь – иное дело.



Ирина Шуманова: Мы идем как бы по коллекциям. Когда-то о таком музее, где бы вещи сохраняли память о коллекционерах, мечтал представленный на этой же выставке князь Сергей Александрович Щербатов. Можно сказать, что музей всегда хранит память о человеке, от которого поступило произведение, но, конечно, в общем музейном потоке коллекции растворяются. И вот так реконструировать коллекцию достаточно сложно. Но в рамках выставки это можно сделать, и мы попытались.



Лиля Пальвелева: Хотя поначалу задача казалась почти нереальной – признается Ирина Шуманова.


XS
SM
MD
LG