Ссылки для упрощенного доступа

Депутаты Московской городской Думы предлагают запретить размещать рекламу на памятниках архитектуры и истории


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Виктор Нехезин: Депутаты Московской городской Думы предлагают запретить размещать рекламу на памятниках архитектуры и истории. По их мнению, рекламные щиты и растяжки не просто искажают облик памятников, но и угрожают их сохранности.



Любовь Чижова: В Москве более 4 тысяч объектов культурного наследия. На многих из них размещены рекламные щиты и растяжки, причем, как показали результаты специальной проверки, не всегда законно. Депутат Мосгордумы Евгений Бунимович считает, что необходимо вносить ряд поправок в постановление, регламентирующее порядок размещения рекламы на улицах Москвы, и защитить от рекламы памятники истории и архитектуры.



Евгений Бунимович: Тема эта не новая. Когда мы еще готовили несколько лет назад законы об охране памятников, которые, кстати говоря, по мнению многих европейских экспертов, вполне цивилизованны, в том числе, там была мною внесена поправка, которая существует, о том, чтобы не размещать рекламу, загораживающую вид на памятник архитектуры. Надо сказать, что, с одной стороны, мы не получили точной реализации этой поправки, потому что не всегда понятно, что такое - загораживает или не загораживает. Более прямая норма, где просто сказано, что на самом памятнике нельзя рекламу размещать, мне кажется вполне разумной.


Знаменитый Пашков дом, на котором все время его реставрации висел огромный автомобиль, ботинок, по-моему, еще висел. В то время как есть международная практика, вполне корректная и интеллигентная: когда реставрируется памятник архитектуры, в это время на том, чем он завешивается, дается как раз изображение самого памятника, чтобы панорама все-таки сохранялась. Я привел такой пример с Пашковым домом, поскольку он очень заметный, но, вообще-то, на крупных, заметных памятниках архитектуры чаще всего рекламы нет и сегодня, поэтому мы не говорим о больших ансамблях - Манеж, Кремль или что-то еще. Но в Москве тысячи памятников архитектуры, и мне кажется, для того чтобы москвичи и гости столицы хотя бы узнали о том, что их тысячи, надо их освободить от рекламных щитов, с тем чтобы мы все-таки увидели, какая это замечательная застройка, московский ампир, московский модерн, московский конструктивизм. Это действительно потрясающе.



Любовь Чижова: Представители рекламного рынка с воодушевлением воспримут вот этот закон?



Евгений Бунимович: Люди рекламного рынка, конечно, воспримут этот закон без воодушевления. Я как раз сейчас разговариваю с вами из машины, я вот проезжаю и вижу как раз тот самый Пашков дом, и на нем - очередной автомобиль нарисован. И вижу библиотеку нашу, Национальную, на которой гламурный журнал себя рекламирует. Мне кажется, это неловко. В этом бизнесе есть достаточная прибыль и без памятников архитектуры.



Любовь Чижова: Президент клуба арт-директоров России, глава рекламного агентства "Макен Эриксон" Александр Алексеев с депутатом Бунимовичем согласен: исторический центр Москвы вполне может обойтись без рекламных щитов. Но он предлагает депутатам продумать все нюансы и сделать исключение для социальной рекламы.



Александр Алексеев: А как нам обойтись с ситуацией, если мы представим себе Дом Пашкова, нашу Библиотеку Ленина, историческое здание, завешенное строительной сеткой, на которой размещена реклама, где сказано: "Дорогие друзья, если вы рубль от вашей зарплаты перечислите в такой-то фонд, то здание Библиотеки Ленина будет восстановлено на три месяца раньше". Это же реклама? Реклама. Может ли она размещаться на историческом здании? Я считаю, обязательно должна. Потому что тогда люди будут напрямую видеть прок от этой рекламы. Вообще, реклама, к сожалению, пока воспринимается как бранное слово, потому что она выглядит как раздражающая, бесполезная и некрасивая.



Любовь Чижова: Как вы считаете, рекламные щиты и растяжки, они в принципе уродуют облик современного города или украшают его?



Александр Алексеев: В зависимости от того, о каком городе мы говорим. Если мы говорим об уродливейшем городе Икс, которых, к сожалению, большинство на карте нашей страны, украшают. Но опять же в зависимости от того, какой это рекламный щит. Потому что рекламные щиты тоже бывают красивые и эстетические выполненные, несущие какую-то функцию, бездарные и безобразные. В Москве существует полно отвратительных районов, в которые мне даже показываться неприятно, и там если это, например, такая реклама, как нынешняя рекламная кампания "Адидас", я считаю, будет украшать. У нее есть социальная функция, к этой рекламы, между прочим. Она о том, что ты можешь перебороть сложности, что ты можешь превзойти среду, в которую ты влип. И если это какая-то ужасная Капотня, где сплошные бетонные заборы, я считаю, эта реклама там будет нести прекрасную функцию, социально-воспитательную. Про исторический центр - здесь бы я вообще рекламу прибрал по той простой причине, что одно спорит с другим, и совершенно непонятно, что мы этим хотим сказать.


Я только сказал одну простую вещь, что во всех законах находится некий казус. Потому что опять же, я хочу сказать, представим, что я некий социально ответственный фонд, который считает, что моя задача, как, кстати, строение Храма Христа Спасителя, извините за этот пример, может быть, не самый адекватный. Я считаю, что мой фонд вкладывает деньги горожан в реставрацию архитектурных памятников, вот я организовал этот фонд, и я хочу привлечь горожан, социально ответственных, к реконструкции. Где я буду на эту тему размещать рекламу? Я считаю, что первое место будет это самое разрушенное здание. С точки зрения помощи этим же самым архитектурным памятникам это гениальная и очень точная идея.



Любовь Чижова: Говорил глава рекламного агентства "Макен Эриксон" Александр Алексеев.


XS
SM
MD
LG