Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Французские шедевры из музея Метрополитен гостят в Берлине


Президент Германии Хорст Келер и его супруга стоят перед картиной Клода Моне «Сад в Сент-Адрессе»

Президент Германии Хорст Келер и его супруга стоят перед картиной Клода Моне «Сад в Сент-Адрессе»

Повсюду в эти дни в Берлине трехцветный орнамент авиаконверта — красный, белый, синий — и надпись: «Самые красивые французы прибывают из Нью-Йорка» (The most beautiful 19th-century French masterpieces). Можно предположить, что французов прислали авиапочтой... Но все же, в чем тут дело?


Но ребус разгадывается просто. Орнамент авиаконверта совпадает с цветами французского флага. В Новой национальной галерее Берлина (Neue Nationalgalerie) открылась грандиозная и уникальная выставка французской живописи XIX века из собрания нью-йоркского музея Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art). Это уже вторые музейные гастроли из Нью-Йорка. Первым в той же новой Национальной галерее три года назад гостил Музей современного искусства (MoMA — Museum of Modern Art), установив рекорд посещаемости одной выставки — 1 миллион 200 тысяч посетителей. Оба десанта связаны с реконструкцией зданий музеев в Нью-Йорке, но то, что в качестве филиала Нью-Йорка оба раза выбран Берлин, делает ему честь.


Говорит одна из организаторов выставки Катарина фон Хлебовски: «Похоже, что французы действительно прибыли. Резонанс огромен, он больше, чем мне приходилось видеть при организации других выставок».


Расходы по организации выставки — 7,5 миллиона евро — взяло на себя общество друзей новой Национальной галереи, но устроители рассчитывают, что полмиллиона посетителей до октября окупят затраты и даже принесут прибыль. Говорит председатель общества, известный адвокат, профессор Петер Рауэ: «У выставки немало примечательных особенностей. Несколько работ вообще впервые выставляются в Европе. Все это создает для многих картин новый контекст, и это волнительно».


Говорит куратор выставки, профессор Ангела Шнайдер: «Мы попытались показать важнейшие течения, развившиеся в направления. Кажется, нам это удалось, и посетители различат классицизм, развитие пейзажной живописи и различные стороны импрессионизма».


Выставка с более чем 150 шедеврами, среди которых 15 скульптур — это конечно главное блюдо. Но французское меню, как ему и положено, весьма изыскано и разнообразно. Например, выпущен специальный каталог для детей. Он навеял мне воспоминания. Много лет назад я был свидетелем, как актер Анатолий Солоницын показывал своей тогда трехлетней дочке открытки с репродукциями импрессионистов и спрашивал не «что это», а «кто это». И девочка, ориентируясь только по общему образу картинки, отвечала к гордости отца всегда правильно: «Это дядя Моне. Это дядя Ренуар…».


Для тех, кому недостаточно музыки имен Сезанна, ван Гога, Писсаро и других или застывшей музыки Родена, устроители выпустили двойной альбом музыки французских композиторов «Прекрасная эпоха», захватив, конечно же, и XX век. Бизе, Сен-Санс, Дебюсси и Равель, а также многие другие авторы представлены в исполнении лучших оркестров и солистов мира. Итак, самые красивые французы из Нью-Йорка в гостях у берлинцев и тех, кому посчастливится в ближайшие месяцы оказаться в германской столице.


XS
SM
MD
LG