Ссылки для упрощенного доступа

Российские врачи не получили официального документа на запрет вывоза из России человеческих биоматериалов


Программу ведет Дмитрий Волчек. Прини мает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Дмитрий Волчек : Российские врачи, проводящие клинические испытания биоматериалов и проводящие фармацевтические испытания, пока не получили официального документа, запрещающего вывоз из России человеческих биоматериалов. По мнению спецслужб, биоматериалы могут быть использованы западными учеными для разработки «генно-биологического оружия». Эта версия, по мнению ученых-биохимиков, не выдерживает никакой критики. В ближайшем будущем российские специалисты ожидают появления государственной структуры, которая просто монополизирует вывоз за рубеж биообразцы. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Любовь Чижова : За последние несколько дней из России не вывезено ни одного биообразца для исследования в зарубежных лабораториях. Версия об их возможном использовании для производства «генно-биологического оружия» подтверждена на самом высоком уровне. Российский президент Владимир Путин пояснил, что таким образом ФСБ пытается предотвратить биотерроризм, опасность которого была изложена в специальном докладе главе государства. Однако никакого официального документа о запрете на вывоз биоматериалов никто из российских врачей пока не получал. Говорит сотрудник института биоорганической химии Шемякина-Овчинникова, представитель компании "Pharma Support" Марина Филиппова.



Марина Филиппова : По крайней мере, мне неизвестен ни один человек, который видел бы вживую так называемую телефонограмму (разные даты там есть от 22, 25 мая). Я разговаривала с представителями курьерских служб, разговаривала с людьми, которые находятся в разных отраслях фарминдустрии. При обращении на таможне ответ такой, что это глубоко засекреченный документ, который не видели даже офицеры, непосредственно занимающиеся выпуском грузов. Более того, на наши просьбы дать письменный отказ в выпуске, нам и в этом отказывают. Просто по факту образцы не принимают. Мы обратились в настоящий момент за разъяснениями. На таможенных службах Пулково, Шереметьево мы обратились непосредственно к господину Бельяминову, мы обратились с запросами в Министерство здравоохранения на имя Зурабова, и мы обратились в Росздравнадор на имя Юркеля. В настоящий момент мы не получили ответа ни из одной из этих организаций.



Любовь Чижова : По словам Марины Филипповой, только за прошлый год в РФ было разрешено более 650 клинических исследований. В них, в основном, задействованы больные, которые готовы стать тестовой группой для испытания действия новых препаратов фармацевтических компаний, по большей части, западных.



Марина Филиппова : Речь идет о большом количестве людей, вовлеченных в эти исследования, пациентов. Это порядка, по оценкам Министерства здравоохранения (это не мои оценки), речь идет около 50 тысяч пациентов только за прошлый год. Соответственно, спектр заболевания, о которых идет речь, это, действительно, практически все области медицины. Но если говорить о распределении, то большая часть, это где-то порядка 50-60 процентов - это онкология, на втором, третьем месте - кардиология, это детские заболевания, это заболевания, которые связаны с инфекциями, это эндокринология. То есть это все очень серьезные заболевания. Люди лечатся. Назначения дальнейшего курса терапии, корректировка курса терапии зависит, прежде всего, от результатов анализа. И перестраиваться достаточно тяжело.



Любовь Чижова : Для чего российские врачи отправляют биообразцы зарубеж? Марина Филиппова говорит, что не все российские клиники способны быстро и точно сделать специфические анализы. Медицинское сообщество обсуждает версии - почему же ФСБ все-таки запретило вывоз биоматериалов. О них рассуждает кандидат медицинских наук, представитель лаборатории ИНВИТРО Василий Юрасов.



Василий Юрасов : Удалось добыть, скажем, из неофициальных источников, - это ряд судебных процессов, которые тоже для нас остаются загадкой. Что это за судебные процессы, связанные с несанкционированным вывозом биоматериалов за границу? Вот это то, что мне смог передать один из чиновников, близких к этим структурам. Там, судя по всему, нет общей ясности. Даже они сами до конца не могут понять, что же происходит с этой проблемой.


У нас была еще одна версия. Дело в том, что есть такая международная организация, которая занимается ГОСТами и стандартами, - это OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development). Буквально в прошлом году, в сентябре месяце, проходило в Минпромнауке совещание, где очень серьезно были подняты вопросы. Россия, кстати, не является членом этого общества. Принять нас окончательно могут только в 2010 году. Но вот 16 мая было вынесено положительное решение, что нас принимают в это общество. А там очень много разделов, начиная от атомной промышленности и заканчивая той самой биобезопасностью. Там были наши люди, скажем так. Имели отношение к службам безопасности. Они слышали все эти разговоры, которые очень активно поднимались. Но вот попытка обратиться туда непосредственно, во Францию, не дала никакого тоже разъяснения. Такое же недоумение. Недоумение в плане того - почему происходят эти запреты?Можно предположить, что через какое-то время появится некая структура, которая полностью монополизирует транспортировку биоматериалов за рубеж. Чисто экономическая причина.



Любовь Чижова : Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельяминов пообещал накануне, что в ближайшее время с поставками российских биоматериалов за рубеж будет наведен порядок. Предполагается, что этим займется таможня и ведомство Михаила Зурабова - Минсоцразвития.





XS
SM
MD
LG