Ссылки для упрощенного доступа

Открытие саммита G8: «ситуация скверная»


Открытие саммита "большой восьмерки" омрачили не столько антиглобалисты, сколько напряженные отношения России и США
Открытие саммита "большой восьмерки" омрачили не столько антиглобалисты, сколько напряженные отношения России и США



Сегодня в немецком курортном городе Хайлигендамме открывается очередная ежегодная встреча руководителей восьми промышленно развитых стран мира. Многие полагают, что саммит уже омрачен идущей сейчас между Москвой и Вашингтоном полемикой вокруг американского плана размещения антиракетного щита в Польше и Чехии. Подробнее на эту тему корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне разговаривал с американским политологом, президентом американского Фонда экономического образования Ричардом Эбелингом.

- Можно ли представить себе более мрачный пролог для открытия саммита «большой восьмерки», чем усиление российско-американских разногласий?


- Действительно формулировки, употребляемые сейчас президентами Бушем и Путиным, выглядят резкими и исполнены раздражения. Путин говорит о так называемой агрессивной политике Соединенных Штатов и о том, что Россия готова нацелить свои ядерные ракеты на европейские города. Буш не остается в долгу и не только пытается доказать оборонительный характер предполагаемых к размещению новых противоракет и радаров, но и излагает свою точку зрения на внутренние проблемы России, включая состояние ее экономики, ситуацию со свободой прессы и с гражданскими свободами. Градус риторики постоянно повышается. Остается надеяться, что в ходе саммита «большой восьмерки», за закрытыми дверями, а затем во время неформального июльского визита Путина в США им с Бушем удастся охладить пыл. Важно понимать, что порой слова приводят к действиям, а действия порой выходят из-под контроля, чего, думаю, не желаем ни мы, ни русские. Однако остается очевидным, что если текущая американо-российская полемика возвысится над повесткой дня саммита, то она оттеснит другие вопросы его повестки дня, такие как глобальное потепление и экономическое развитие. Не исключено, что и европейцы могут разделиться во мнении о планах размещения американских противоракет в Польше. Вместе с тем у стран Европы накопились свои обиды к России в свете ее энергетической политики. Пока не берусь предполагать, прозвучит ли на саммите резкая критика России. Но ситуация скверная.


- И, тем не менее, если в споре о противоракетах будет достигнут компромисс – как он может выглядеть? И сможет ли открывающийся саммит этому посодействовать


- Я не исключаю, что Соединенные Штаты могут столкнуться с необходимостью еще раз хорошо подумать, насколько жизненно важны эти противоракеты в Польше и радар в Чехии по сравнению с необходимостью сохранить долговременные добрые отношения с Россией. Возможно, руководители европейских стран могут посодействовать этому на саммите и задать вопрос: если новые элементы ПРО так необходимы, нельзя ли установить их западнее, подальше от российской границы и тем самым развеять озабоченность России? В принципе они могли бы быть размещены в Венгрии или в Италии. По крайней мере, в географическом смысле это будет поближе к Ближнему Востоку, откуда, как считает администрация Буша, исходит угроза ракетно-ядерного нападения. На саммите за закрытыми дверями могут быть обсуждены такие компромиссные варианты размещения элементов ПРО, которые не будут восприниматься Россией столь болезненно и которые она не будет считать угрозой своим национальным интересам.


XS
SM
MD
LG