Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Прибыловский об открывающемся саммите стран "большой восьмерки"


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие политолог Владимир Прибыловский.



Арслан Саидов: Сегодня в Германии открывается саммит стран «большой восьмерки». Эту тему обсуждаем с известным московским политологом, руководителем центра «Панорама» Владимиром Прибыловским. Владимир у нас на линии прямого эфира.


Владимир, сейчас многие говорят о том, что саммит открывается в непростой обстановке резкого ухудшения отношений России и Запада. А как бы вы охарактеризовали эти отношения?



Владимир Прибыловский: Есть какая-то такая имитация «холодной войны». Я бы не сказал, что «холодная война» началась, и даже не утверждают, что она в ближайшее время начнется, возобновится, но все-таки риторика, которую допускает российская сторона, высшие российские государственные и военные руководители, она тревожная и не может не возмущать Запад. Кроме того, внутри России не то что прекратились демократические реформы, как сказал президент Буш, а в России эти реформы, я думаю, прекратились лет 10 назад. В России последние 7 лет происходят антидемократические контрреформы. И усиление этих демократических контрреформ, новый их тур начинается прямо сейчас, в настоящие дни.



Арслан Саидов: Владимир, вы говорите о риторике времен «холодной войны». А как вы думаете, эта риторика, она предназначена все-таки больше для внутренней аудитории или для Запада?



Владимир Прибыловский: Я думаю, что все-таки для внутреннего употребления эта риторика. Она имеет своей целью создать образ врага в глазах собственного населения и сплотить народ вокруг правительства, которое никакой популярности не имеет, ни правительство, ни Кремль. Единственный человек во властных структурах, у которого есть авторитет, это Путин, а он официально уходит. И вот, не имея возможности дать ничего положительного, дают отрицательный образ, против которого нужно бороться. Но хотя это предназначено для внутреннего употребления, это, тем не менее, рикошетом бьет по отношениям с Западом. Кремль, в общем-то, этого не хочет, наверное, но объективно это происходит, и не может не происходить.



Арслан Саидов: Как вы думаете, этот саммит, который сегодня открывается в Германии, он станет окончательной такой точкой развода России с Западом? Или все-таки есть надежда на то, что отношения улучшатся, возможно, после смены президента России?



Владимир Прибыловский: Я пока не вижу возможности того, что смена президента России пройдет каким-то демократическим путем, и что новый президент как-то изменит политику прежнего в лучшем направлении. Я думаю, что все останется как было, поскольку у власти останется, в общем, та же самая группировка, или коалиция олигархических группировок, в которой и президент Путин, возможно, он будет к тому времени бывшим президентом, займет какой-то, может быть, пост, будет продолжать играть в этой правящей коалиции достаточно важную роль.



Арслан Саидов: Давайте вернемся к «большой восьмерке». По сути дела, «большая восьмерка» - это закрытый клуб ведущих мировых держав, который определяет основной курс и решает глобальные мировые проблемы. Россия здесь, в этом клубе, не оказывается сейчас лишней? Многие мировые лидеры, которые дорожили отношениями с Путиным, ушли – Сильвио Берлускони, Герхард Шредер, Жак Ширак, Тони Блэр тоже скоро покинет свой пост. Не превращается ли «большая восьмерка» сейчас опять в клуб – «большая семерка плюс Россия»?



Владимир Прибыловский: Я думаю, что Россию из «восьмерки» не выгонят, но вообще-то, конечно же, поспешили с принятием нашего государства в «большую восьмерку». Это былая такая отчасти награда за экспортную нефтегазовую политику, которая на самом деле политика торговли энергоносителями, которая на самом деле экономически многие западные страны и правящие круги вполне устраивает. В основном это была награда за это. Плюс некоторый аванс, который Россия совершенно не оправдала. Что же касается экономических аспектов, то путинская Россия просто надувает щеки. Она никакая не великая держава, она несравнима по экономическому потенциалу ни с одной из других семи стран. Россия – это страна третьего мира, которую нужно сравнивать в лучшем случае с Арабскими Эмиратами, а в худшем с Нигерией.



Арслан Саидов: Владимир, как вы считаете, вот эти заявления, что говорил вчера Джордж Буш, что Россия уходит от принципов демократии, может вообще как-то Запад повлиять на Россию, на то, чтобы она встала на демократический путь развития? Или чем больше делается таких заявлений, тем больше Кремль уходит в глухую оппозицию, и это вызывает ответную негативную реакцию?



Владимир Прибыловский: Я думаю, что может, но не захочет. В принципе, может, потому что достаточно прошерстить швейцарские банки, а также оффшорные зоны, находящиеся, в общем-то, под политическим контролем США или Великобритании, и там можно найти, и я думаю, что они найдены, счета наших крупных чиновников, погрозить им пальчиком, пригрозить конфисковать эти счета – и они как миленькие политику изменят. Но так как внутренняя политика России – это в основном, я бы сказал, предмет возмущения не правительств, не президентов, а общественности в западных странах, и вся эта риторика – риторика осуждения, критика Путина и недемократических веяний в России, это в основном делается так, для общественного мнения своих стран, а реально никак не политику не влияет. Другое дело – энергоносители, тут все Путиным довольны, и поэтому, для вида его покритиковав, в общем-то, простят ему все.


XS
SM
MD
LG