Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. В Вашингтоне открыт мемориал жертвам коммунизма. Госдепартамент обнародует список стран, способствующих подпольной торговле людьми. Новая формула успеха Голливуда


Юрий Жигалкин: В Вашингтоне открыт мемориал жертвам коммунизма. Госдепартамент обнародует список стран, способствующих подпольной торговле людьми. Новая формула успеха Голливуда. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Во вторник в Вашингтоне открыт мемориал жертвам коммунизма. Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Считается, что коммунистические эксперименты привели к гибели примерно 100 миллионов человек. Датой начала краха коммунизма историки считают 12 июня 1987 года - день, когда американский президент Рональд Рейган призвал российского лидера Михаила Горбачева снести Берлинскую стену. Ровно через двадцать лет, день в день, американский президент Джордж Буш приехал на открытие в центре Вашингтона мемориала памяти жертв коммунистического террора. Мемориал представляет собой бронзовую копию памятника свободе, сооруженного из папье-маше китайскими студентами во время массовых протестов на площади Тяньяньмэнь в 1989 году.



Джордж Буш: Те, кто проектировал этот мемориал, могли воспроизвести здесь фрагмент Берлинской стены, или замороженные бараки ГУЛАГа, или горы человеческих черепов на камбоджийских «полях смерти». Вместо этого они выбрали образ надежды - женщину с факелом свободы в руке. Она напоминает нам о жертвах коммунизма, а также, а также о силе, которая одолела коммунизм.



Аллан Давыдов: Джордж Буш сравнил режимы, действовавшие под эгидой коммунистической идеи, с нынешними террористами и радикалами. И в том и в другом случае, сказал президент, речь идет о реальном зле, которому следует противостоять.


На открытии мемориала выступил также Том Лантос, глава Комитета Палаты представителей по международным делам. Видный американский конгрессмен, выходец из Венгрии пережил Холокост.



Том Лантос: Я горжусь тем, что в свое время мне довелось привезти письмо от албанского президента американскому президенту с просьбой о восстановлении дипломатических отношений. Для меня было бы большой честью продолжить работу в этом направлении с такими странами как Северная Корея, Ливия и, возможно, с Ираном, чтобы убедить их в том, что путь к их будущему лежит не через безбожный коммунизм и не через исламофашизм, а через свободное, открытое и демократическое общество.



Аллан Давыдов: На церемонии присутствовало немало тех, кто в свое время пострадал от репрессий в странах коммунистического блока. В основном - люди преклонного возраста. Один из таких гостей - американец эстонского происхождения, архитектор из Нью-Джерси Тону Вандерер. Он говорит, что его тревожат, как он выразился, нынешние «тоталитарно-имперские амбиции России».



Тону Вандерер: Я перебрался в Штаты в 1949 году, спасаясь от преследования Советов. Мой отец считался кулаком, он владел фермой. Вся его собственность была национализирована в 1940 году. Наша семья, включая полугодовалую сестру, вынуждена была скрываться в лесу. Сегодня больно наблюдать, как огромная держава, возглавляемая бывшим полковником КГБ, оказывает давление на крошечную Эстонию. Побывав в Эстонии месяц назад, я не нашел разницы между Таллином и Вашингтоном. Чувствуется экономический и духовный подъем. 50 лет рабства не смогли погасить в моих соотечественниках тягу к огню свободы.



Аллан Давыдов: Вашингтонский мемориал памяти жертв коммунистического террора построен в соответствии со специальным законодательным актом, принятым американским Конгрессом в 1993 году. С площади, на которой воздвигнут памятник «Богиня Свободы», хорошо просматривается купол Капитолия.



Юрий Жигалкин: Во вторник Соединенные Штаты обнародовали ежегодный список стран, способствующих контрабандной торговле людьми. Их число расширилось в этом году на семь государств, в том числе за счет ближневосточных союзников США - Кувейта, Бахрейна, Омана и Катара. Госдепартамент анализирует эту проблему уже несколько лет по инициативе Конгресса, который принял закон, обязывающий Белый дом наказывать санкциями страны, наиболее активно соучаствующие в торговле людьми. В середине этого списка - Россия. Я попросил прокомментировать ситуацию сотрудницу организации «Хьюман Райтс Уотч» Нишу Вариа.


Почему США, насколько я понимаю, единственные в мире так громко говорят об этой проблеме?



Ниша Вариа: У нас появляется все больше и больше доказательств масштабности подпольной торговли людьми. Трудно представить худшее издевательство над человеком в современном мире, чем превращение его либо в подневольного работника либо в сексуального раба. Причем около восьмидесяти процентов эксплуатируемых - женщины, половина из них - дети. Соединенные Штаты по понятным причинам обеспокоены и возмущены этим и пытаются помочь этим людям и поднять международное сообщество на борьбу с проблемой. Ныне по разным оценкам, - к сожалению, цифры очень приблизительные, - от сотен тысяч до десятков миллионов людей находятся в таком рабстве.



Юрий Жигалкин: Как люди чаще всего превращаются, так сказать, в подпольный товар?



Ниша Вариа: Наиболее частый сценарий: бедные, часто неграмотные жители стран третьего мира попадаются на посулы работы, скажем, в ресторан, на стройках за границей. Они обязуются уплатить комиссионные за предоставление им этой работы, и когда они прибывают в чужую страну без языка, без знания местных обычаев и законов, контрабандисты отбирают у них паспорта, так что у жертв не остается никаких возможностей для побега.



Юрий Жигалкин: России, судя по этому докладу, отведено важное место в подпольном мире торговли людьми?



Ниша Вариа: Россия является и источником, и транзитной страной, и конечной страной контрабандной торговли людьми. Россиянки, например, являются заметным объектом контрабанды в европейские страны, Китай и Восточную Азию, в основном их заставляют заниматься проституцией. В самой России немало бесправных граждан центрально-азиатских стран, эксплуатируемых преступными группами. Как считают эксперты Госдепартамента, российское правительство обратило внимание на некоторые проблемы, именно поэтому Россия находится в середине списка, а не внизу. Тем не менее, в России, например, продолжается откровенная эксплуатация труда военнослужащих срочной службы - проблема легко разрешимая. Российские правоохранительные органы спускают на тормозах преследование групп, занимающихся контрабандной торговлей людьми. Россия четыре года находится в списке стран, подверженных этой проблеме и российское правительство делает явно мало, чтобы изменить ситуацию.



Юрий Жигалкин: Говорила Ниша Вариа, сотрудница организации «Хьюман Райтс Уотч».


Пытаясь вернуть к жизни почти похороненный Сенатом законопроект, определяющий основы иммиграционной реформы, которая приведет к легализации миллионов незаконных мигрантов, находящихся в США, президент Буш встретился за закрытыми дверями с сенаторами из своей собственной партии, которые отказываются поддержать дорогой президенту закон. По словам участников этой встречи, Джордж Буш уговаривал однопартийцев проголосовать за этот документ, обещая инициировать выделение дополнительных средств для того, чтобы обеспечить неприступность в будущем американской границы для мексиканских нелегалов. Но это был, судя всему, тот редкий случай, когда большинство сенаторов сказало «нет» в лицо президенту. Колеблющиеся законодатели не верят, что США смогут защитить свою границу от новой волны нелегалов, которая, по их словам, неизбежна, если нынешние 12 миллионов незаконных мигрантов получат право на постоянное жительство в США. И пока скепсис большинства их собственных избирателей по поводу работоспособности предлагаемой иммиграционной реформы для сенаторов важнее уговоров президента.


Адвокатская коллегия Северной Каролины начала слушания о нарушении профессиональных и этических норм, которые могут завершиться лишением права заниматься юридической деятельностью одному из самых известных в стране прокуроров. Коллеги готовы преследовать окружного прокурора Майка Найфонга за, по их словам, необоснованное заведение сенсационного уголовного дела. Прокурор не только обвинил трех студентов престижного университета из состоятельных родителей в изнасиловании стриптизерши - афро-американки, но и позволил себе несколько публичных выпадов против обвиняемых, назвав их «сборищем хулиганов» и заявив, что ему не нужны прямые доказательства, у него нет сомнений в том, что они преступники. Между тем, как заявили на слушаниях следователи, подчиненные прокурора, у них с самого начала были сомнения относительно показаний молодой женщины, обвинившей троих студентов. Она меняла свои показания, на месте преступления не было найдено образцов ДНК обвиняемых, их опознание было проведено не по правилам. Как говорят адвокаты студентов, прокурор выдвинул популярные в округе, где большинство составляют афро-американцы, обвинения для того, чтобы одержать верх на очередных выборах прокурора. Лишение права на ведение юридической деятельности может быть не единственным наказанием для Майка Найфонга. Бывшие обвиняемые могут потребовать с него материальной компенсации за эмоциональный и моральный ущерб.


«Тринадцать друзей Оушена» - фильм Стивена Содерберга в первый уик-энд проката вышел на первое место по кассовым сборам, он сверг с него «Пиратов Карибского моря», доказав, вслед за «Пиратами», помимо всего прочего, состоятельность голливудской формулы успеха нынешнего лета - ставки Голливуда на фильмы с продолжением. Этот феномен я обсудил с Александром Генисом.



Александр Генис: Голливуд, как хороший хозяин, собирает урожай дважды в год. Зимой - жатва премий, летом - денег. Дело в том, что самая выгодная аудитория - каникулярная: она точно знает, чего хочет. И прокат послушно выполняет наши детские капризы, демонстрируя, на что способно приключенческое кино.



Юрий Жигалкин: Александр, и что нового оно нам показало этим летом?



Александр Генис: Ничего! И это, пожалуй, самое интересное. На экране и в кассе царят фильмы с порядковыми номерами. Династии боевиков, мерно сменяя друг друга, собирают миллионы голов и долларов, чтобы развлечь нас точно так же, как и год назад, и два, и три…



Юрий Жигалкин: О чем же говорит эта назойливая серийность? О лени продюсеров?



Александр Генис: Скорее - о природе жанра. Авторское кино не любит повторяться. Поэтому вы не найдете «Амаркорда-два» или «Новых приключений Андрея Рублева». Но в боевиках важен не автор, а герой. Если ему удалось запомниться, то за сюжетом дело не станет. Борхес говорил, что Дон Кихот шире книге Сервантеса, поэтому он мог бы стать героем других романов. В летних фильмах именно это и происходит: серийность - симптом успешно созданного характера. Если мы возьмем три последних рекордсмена проката, то обнаружим общую черту у их героев. Мультипликационный монстр Шрек, смешной пират Джек Воробей и обаятельный взломщик Ошен в равной степени неотразимы, потому что они принадлежат к самой успешной породе художественных персонажей. Это - оборотни, овцы в волчьей шкуре. Притворяясь страшнее, чем есть на самом деле, они под видом зла творят добро - или что-то на него похожее.



Юрий Жигалкин: Ну, да, зрителю приятно обманываться в другую сторону. Это как у Щедрина: «От него кровопролития ждали, а он птичку съел».



Александр Генис: Ну, раз вы вспомнили классиков, то я тоже приведу цитату. Довлатов как-то сказал: нам больше всего нравятся неудавшиеся отрицательные герои, вроде Дмитрия Карамазова. Классический тип такого героя дал плутовской роман, к которому напрямую - в обход Достоевского - восходит серийное кино Голливуда. В сущности, его боевики - это новый фольклор, который никогда не бывает однозначно моралистским. Робин Гуд, Ходжа Насреддин, Джеймс Бонд - все они защищают добро сомнительными методами. Что и делает возможным приключенческий жанр и его героев. С лучшими из них мы просто не можем расстаться. Поэтому Дюма и тянул «Трех мушкетеров» - и «20 лет спустя», и «10 лет спустя».



Юрий Жигалкин: Неужели мы обречены десятилетиями следить за проделками стареющих друзей Ошена?



Александр Генис: Почему бы и нет. Скоро появится четвертая серия Индианы Джонса. А тот же Джеймс Бонд с его двадцатым фильмом уже пошел по второму кругу экранизированных романов. Его не остановить, да и не надо. Серийность благотворно влияет на наше подсознание: стабильна та жизнь, что без конца повторяется.



Юрий Жигалкин: Это был Александр Генис.


Келли Кларксон, одна из первых победителей конкурса «Америкэн Айдол», сопроводила выход своего нового сингла «Невер эгейн» («Никогда в будущем») откровенным интервью, где она призналась, например, что ей не улыбнулось счастье любви, и она сомневается, удастся ли ей его испытать...


XS
SM
MD
LG