Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«В России нет профессии сценариста»


главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Отсутствие талантливых сценариев в современном российском кино – проблема далеко не новая. Продюсеры кричат об этом на каждом углу, критики в пух и прах разносят картины, в которых концы не сходятся с концами. В итоге страдают все, в первую очередь, зритель, который довольствуется малым и пока предпочитает крепкое голливудское кино, где соблюдены основные правила игры: четко определен жанр, внятно рассказана история, поступки героев оправданы, конфликт разрешен, в итоге добро побеждает зло – одним словом, хэппи-энд.


Эти компоненты редко срабатывают в российских картинах. Но производство фильмов не останавливается, а даже, наоборот, растет из года в год. Конечно же, в этом заслуга, прежде всего, Федерального агентства по кинематографии, которое щедро раздает гранты на новые проекты. Деньги из бюджета не надо возвращать. Так минимизируются риски продюсеров.


О возрождении киноиндустрии говорить пока не приходится, хотя зритель уже готов смотреть российское кино, и отдельные фильмы собирают миллионы кинозрителей.


О кризисе в профессии и об отсутствии свежих идей говорили за «Круглым столом» сочинского фестиваля «Кинотавр» известные продюсеры, режиссеры и кинокритики.


Модератором выступил главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей: «Тысячи сценариев сегодня поступают, по крайней мере, в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Их качество мы видим. После гигантских и многомерных селекций, остается немного, но все равно потом речь идет о четырех-пяти картинах».


К дискуссии одним из первых подключился кинорежиссер Павел Чухрай, автор таких картин, как «Вор» и «Водитель для Веры». Он попытался посмотреть на эту проблему с экономической точки зрения: «И при советской власти, а в США и по сей день, есть очень узкая, очень строгая и жесткая корпорация людей, которые живут за счет сценарного кинематографического ремесла. У нас такой категории людей на сегодняшний день практически нет. У нас огромное количество людей, пишущих сценарии, по которым запускаются фильмы, чего в Штатах быть не может. При их деньгах, при их огромных возможностях они не хотят рисковать. Я повторюсь: профессионалов, которые могут жить за счет этой работы, для которых написание сценариев может стать судьбой и единственным заработком в жизни, таких людей у нас на сегодня практически нет. Для меня тезис "снимать для себя", когда говорят о режиссерах – не существует. Для меня это придуманный тезис. Для себя снимают люди, которые вчера выращивали бройлеров, которые получили деньги, для того чтобы эти деньги распилить. И завтра они этим не будут заниматься».


Кризис идей и отсутствие качественных сценариев застал, буквально, врасплох такого опытного продюсера, как Сергей Члиянц: «Я думаю, что Паша прав в том смысле, что экономика кино сегодня плохая. Нужно, на самом деле, начать капитализацию кинокомпаний. Вот один факт: мы не работаем с Велединским, у нас нет сценария. Мы друг друга, тем не менее, чем-то обнадеживаем. У нас нет сценария, а то, что есть, и то, что мы хотели сделать много лет, мы сделать не можем, потому что наша себестоимость производства кино зашла в зону риска так далеко, и эта зона риска - 500 тысяч долларов, 800 тысяч долларов - сверх того, что можно себе позволить для такого продюсера, как я, например. Не хочу я терять 500 тысяч долларов.


Сергей Члиянц, продюсер.

Сергей Члиянц сказал еще об одном важном моменте который безусловно играет роль в отборе сценариев, и не только в нем – это неявная цензура: «А теперь я, заканчивая свое это вот никчемное выступление, все-таки вам сообщу один факт. У меня еще один есть режиссер и друг – Петр Буслов. Я думаю, что это очень эффективный режиссер, который не работает, как вы знаете, уже больше года, режиссер, который ходил по рынку, выслушивал предложения, сомневался, выбирал и в итоге пришел как-то недавно и говорит: «Знаешь, Эдгарыч, я вот все-таки книгу прочитал, называется она "Санькя". Думаю, что многие из вас с ней знакомы, ее написал Захар Прилепин, довольно известная вещица. И Петя говорит: "Давай сделаем картину по этой книге". Я прочитал ее и чуть с ума не сошел. Ее художественные моменты я сейчас не обсуждаю, я вернусь к вопросу, который вы затрагивали. У нас есть, господа, ограничения, есть, и не нужно делать иллюзий, что их нет, и некоторые известные товарищи, мои коллеги, очень уважаемые мною люди мне не советуют снимать фильм по книге "Санькя". Более того, накануне отъезда на фестиваль "Кинотавр" был день рождения Петра Буслова, мы прилично выпили и искренне поговорили, и он говорит: "Я передумал, не надо. Я не хочу, чтобы меня били в милиции. Я не хочу, чтобы меня закрывали, лишали возможности работать, и заодно со мной и тебя тоже"».


Захар Прилепин – известный писатель. Роман «Санькя» стал финалистом Букеровской премии 2006 года. Но Прилепин еще и член нижегородского отделения национал-большевистской партии, и его книга посвящена довольно откровенному описанию восстания против власти. Уже после того, как книга «Санькя» была опубликована, Захар Прилепин, в числе других молодых литераторов, был приглашен на встречу с Владимиром Путинам, и президент доброжелательно беседовал с молодыми талантами.


Захар Прилепин. Его роман "Санькя" кинематографисты экранизировать пока побаиваются.

Кинорежиссер Владимир Хотиненко нарисовал еще более удручающую картину сценарного цеха, чем его коллеги: «Я возьму на себя смелость заявить, что у нас профессии сценариста не было никогда. У нас все были сценаристы с комплексом литераторов. Вообще-то, они хотели писать книжки, но поскольку сценарии время от времени приносили деньги, они писали сценарии. И когда исчезло пространство той вот литературы, которая подпитывала пространство написания сценариев, то, естественно, исчезли уже, собственно, и сценарии. Конечно, мы сегодня не найдем никаких решений, ничего, но хотя бы, может быть, обозначим эту проблему.


Вот я убежден, если этому уделить внимание, то можно воспитать, можно воспитать достаточное количество профессионалов – по той ли методике, не знаю, по американской, не по американской. Потому что главная беда, и здесь режиссеры присутствующие знают, у нас нет профессии сценариста. Даже если приносят интересную историю, дальше категорически никто не может работать. Я со многими авторами, и очень талантливыми, работал. Вот он приносит интересную историю, и дальше, если ты вдруг просишь сцену какую-то написать новую – он приносит чудовищное что-то! Это совсем не похоже на то, что он пишет, потому что он писал по вдохновению, а это он на заказ написал. Это чудовищно! Это профессия прежде всего. Задача должна стоять - воспитание профессионала».


Показать комментарии

XS
SM
MD
LG