Ссылки для упрощенного доступа

Работорговля в армии явление весьма распространенное


Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова .



Андрей Шароградский : В пятницу Читинский гарнизонный суд приговорил к трем годам лишения свободы полковника Насима Назарова: офицер обвиняется в том, что он «сдал в аренду» одному из читинских предпринимателей солдата-срочника Андрея Руденко, которого в августе прошлого года сбила машина. В результате солдату пришлось ампутировать ногу, он частично потерял зрение. Сначала полковник Назаров был приговорен к одному году лишения свободы условно. Но позже по требованию правозащитников приговор был изменен. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Андрей Руденко лишился ноги и зрения в августе прошлого года. Следствие установило, что его командир, полковник Насим Назаров продал солдата в рабство за 65 тысяч рублей читинскому предпринимателю. Во время строительных работ парня сбила машина. В больницу он попал в состоянии травматического шока и сильной потери крови. 13 дней Андрей Руденко был в коме. Ему пришлось ампутировать правую ногу выше бедра. Он частично потерял зрение. У него были выбиты все зубы, сломана челюсть. Медики констатировали ушиб головного мозга и серьезную черепно-мозговую травму. Дело получило серьезную огласку во многом благодаря тому, что Андрей чудом остался жив.


Полковника Насима Назарова привлекли к ответственности и судили в феврале этого года. Тогда он получил год условно. Читинские правозащитники этот приговор обжаловали. Нынешний их вполне устраивает. С председателем читинского правозащитного центра, представляющим интересы Руденко, Виталий Черкасовым побеседовал мой коллега Марк Крутов.



Виталий Черкасов : Я напомню, что командиры воинской части Железнодорожных войск Насим Назаров обвиняется органами предварительного следствия по четырем эпизодам должностных преступлений. Три эпизода касаются незаконной эксплуатации военного имущества, а последний эпизод касается незаконной передачи военнослужащего данной части ефрейтора Руденко для использования на хозяйственных работах у одного из читинских предпринимателей, где данный солдат попал в аварию и получил телесные повреждения, в результате которых он стал инвалидом на всю оставшуюся жизнь. По сути, в результате вот этой трагедии, которая произошла с солдатом Руденко, и вскрыты были все многочисленные нарушения, которые допускал его непосредственный командир полковник Насим Назаров в своей воинской части.



Марк Крутов : Командир воинской части в своем последнем слове заявил, что все его действия были направлены на благополучие воинской части и ее подчиненных. Что он имел в виду?



Виталий Черкасов : Действительно, мы согласны с теми доводами, которые излагал подсудимый в той части, что вышестоящее руководство требовало от него изменения состояния части в лучшую сторону, бытового состояния части, ремонта помещений, эксплуатации техники, но для этих нужд не выделяло практически средств финансовых. В результате, когда он обращался к вышестоящему командиру с просьбой обеспечить какое-то финансирование, ему говорили: ну, ты там хозяин, тебе и решать.



Марк Крутов : То есть солдат был отдан в эксплуатацию предпринимателю, а деньги, полученные за это, пошли на ремонт и обустройство части?



Виталий Черкасов : Да, деньги частично... частично суд согласился, что они пошли на ремонт части, а часть командир потратил в своих интересах. В настоящее время приговор еще не вступил в законную силу. Я полагаю, что сторона защиты воспользуется своим правом и обжалует его в кассационной инстанции. Но я могу сказать, что мы, сторона потерпевшего, данным приговором удовлетворены, мы не ожидали, что приговор будет таким справедливым. Как мне кажется, он имеет воспитательную силу, он направлен на то, чтобы многим командирам, которые находятся в таком же положении, показать, что нельзя вольно распоряжаться воинским имуществом, финансовыми средствами своих частей, а главное, судьбами, жизнями, здоровьем подчиненных солдат.



Любовь Чижова : По мнению независимого военного эксперта Александра Гольца, работорговля в армии явление весьма распространенное, и бороться с ним практически невозможно. Нужны серьезные армейские реформы. Но при нынешнем руководстве военного ведомства это вряд ли получится.



Александр Гольц : Это очень распространенная практика. Должен сказать, что пару месяцев назад российскими правозащитниками был подготовлен объемнейший доклад на этот счет, который свидетельствует о том, что все виды вооруженных сил и все рода войск, все военные округа везде проникла эта зараза. Это общепринятая практика. На самом деле, тут удивляться нечему. Ведь это до некоторой степени естественно. Военные приватизировали, условно говоря, тот единственный серьезный ресурс, которым она располагают, а именно - бесплатный человеческий труд.



Любовь Чижова : Офицеру дали три года за привлечение солдата к незаконной хозяйственной деятельности, так это официально называется.



Александр Гольц : Да.



Любовь Чижова : Как вы думаете, адекватное наказание?



Александр Гольц : Я думаю, что дело здесь не в тяжести наказания, а в его неотвратимости. В данном случае, что ведь произошло? Тому солдату, которого взяли в аренду, не повезло. Его сбила машина. Поэтому случай стал достоянием гласности. Поэтому офицер и был осужден, в конечном счете. А ведь это осуждение не станет примером для сотен, если не тысяч офицеров сдающих в аренду своих подчиненных. Потому что нет никакой неотвратимости наказания.


В том же доклада правозащитников много говорится о том, что под любыми благовидными способами Военная прокуратура закрывает эти дела. Дело в том, что российская армия по-прежнему сама живет рабским трудом, постоянным нахождением в рабстве тысяч и тысяч солдат-срочников, у которых практически нет никаких прав. Естественно, что в этих условиях офицеры используют то единственное, что они могут приватизировать, а именно - вот этот бесплатный человеческий ресурс.



Любовь Чижова : Как лечить эту болезнь? Как от этого избавляться?



Александр Гольц : Я должен сказать, что некоторое время назад, по-моему, год назад, министр обороны тогдашний Сергей Борисович Иванов издал очень строгий приказ о недопустимости использования солдатского труда в частных целях, отдание в аренду солдат и так далее и так далее. Много слов было сказано о том, что будут немедленно увольняться командиры и так далее. Никаких изменений, на самом деле, не произошло. Потому что, если реализовать этот приказ полностью, это подорвет основные устои российских вооруженных сил, а именно, я еще раз повторю, - российские вооруженные силы держатся на возможности использования принудительного труда военнослужащих. Поэтому, как не крути, а этот частный вопрос упирается в более общий, а именно - нам нужна реальная военная реформа.



Любовь Чижова : Говорил независимый военный эксперт Александр Гольц.




XS
SM
MD
LG