Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Собор Василия Блаженного: реставраторы восстанавливают, концерты разрушают


Собор Василия Блаженного (первоначальное название <i>Покровский собор что на Рву</i>, в народе имел еще одно название — <i>Иерусалим</i>)

Собор Василия Блаженного (первоначальное название <i>Покровский собор что на Рву</i>, в народе имел еще одно название — <i>Иерусалим</i>)

В Храме Василия Блаженного на Красной площади завершена реставрация одного из приделов — церкви Николая Чудотворца. По мнению искусствоведов, использование мощной звукоусилительной аппаратуры на концертах, которые регулярно проводятся в непосредственной близости от знаменитого памятника архитектуры, представляет для его сохранности значительную угрозу.


Всякий, кто хоть раз бывал в Соборе Василия Блаженного, знает, что это храм-шкатулка с большим количеством маленьких отсеков, соединенных переходами и лестницами. Внутри Собора десять церквей с декором различных эпох и — соответственно — стилей. Так вот, сейчас, после двух лет реставрационных работ, для всеобщего обозрения открыли церковь Николая Чудотворца. Ее убранство — а это настенные росписи и иконостас — относится к XVIII веку.


Главный хранитель собора Любовь Успенская рассказывает о том, какие были работы выполнены работы: «Реставраторы у нас высокого уровня, они одновременно и монументальную живопись делали, и станковую живопись делали, и даже восстановили лепнину вот этого иконостаса XVIII века. Она сделана из левкаса, резьба везде абсолютно различная, она играет».


Любовь Успенская не случайно говорит то «резьба», то «лепнина». В XVIII веке любили имитации. Нежнейший растительный орнамент золоченого иконостаса только кажется выточенным из дерева. Со временем отдельные фрагменты были утрачены. Реставраторы гордятся тем, что даже специалисту трудно найти места восстановленных ими утрат. Ну, а начиналась работа вот с какого этапа: «Всегда любая реставрация начинается с укрепления. Любой старый организм латать надо, его сначала надо укрепить, а потом уже всякие другие лекарства, инъекции делать», — говорит Любовь Успенская.


Научные реставрационные работы постоянно ведутся в Храме Василия Блаженного, начиная с 1921 года. На какой срок хватит того, что сделано сейчас в церкви Николая Чудотворца? Вот прогноз Любови Успенской: «Вопрос этот довольно сложный, но, по моим представлениям, если не будет никаких экстремальных моментов, думаю, лет на двадцать хватит».


«Экстремальные моменты» — это прежде всего вибрации. Во время массовых мероприятий на Васильевском спуске древний памятник буквально сотрясается: «Проводить вот такие массовые, особенно современные концерты, ну, я считаю, помимо предполагаемого разрушения памятника, это просто неэтично», — убеждена главный хранитель собора Любовь Успенская.


XS
SM
MD
LG