Ссылки для упрощенного доступа

29-й ММКФ: латышский фильм «Монотонность» и якутский «Дыши!» - талантливые картины о заурядных «маленьких людях»


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Елена Фанайлова.



Алексей Кузнецов: На конкурсе экспериментального кино «Перспективы» 29-го Московского международного кинофестиваля показаны три картины, выпущенные на бывшем постсоветском пространстве. Две из них - латышская и якутская - заслуживают внимательного отношения критики и публики.



Елена Фанайлова: Как и большинство лент конкурса «Перспективы», латышская «Монотонность» и якутская «Дыши!» сделаны на документальном материале. Это обычные истории заурядных «маленьких людей» больших городов. Но отличают их от аналогичных монотонных историй из Европы (которых много не только в «Перспективах», но и во внеконкурсной программе Московского международного кинофестиваля) человеческий оптимизм, диковатая энергия и какой-то бесшабашный и отчаянный артистизм, который режиссеры и актеры передают своим героям. Вроде бы не происходит ничего интересного: вот молодая латышка едет из деревни в Ригу, чтобы стать актрисой, но становится барменом, а ее парень никак не уедет на заработки в Ирландию; вот колесит по улицам Якутска тридцатилетний оболтус в поисках денег, а дома у него беременная пятым ребенком жена; но следить за всеми этими простыми сюжетами чрезвычайно интересно, потому что они хорошо распознаны в современности, хорошо написаны, сыграны и поставлены. Режиссер «Монотонности» - документалист Юрис Поскус, работавший с актерами Нового Рижского театра по методу режиссера Алвиса Херманиса, когда исполнители главный ролей сначала должны были найти своих героев буквально на улице



Юрис Поскус: Правила были такие, что это должен был быть человек, который чего-то хочет в жизни. Оказалось, что 80% людей ничего не хотят, кроме комфорта. Меня интересовала такая вещь - что значит изменить свою жизнь, разве достаточно просто изменить географические обстоятельства. У меня был предыдущий фильм "Но близок час", он тоже показывался в Москве на фестивале европейского документального кино в "Иллюзионе". Он про двух уличных священников. Он снимался немножко похожим методом, состоял из эпизодов с элементами конфликта.



Елена Фанайлова: Это латвийский режиссер Юрис Поскус, а вот - якутский режиссер Сергей Потапов, выпускник ГИТИСа, лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» за спектакль «Макбет», режиссер театра Саха-Якутия, на ММКФ в качестве дебютанта. Автора фильма «Дыши!».



Сергей Потапов: Какой-то стереотип такой про Север - шаманы, фольклорно-этнографический. Есть люди, которые на этом зарабатывают деньги, на этой экзотике. А я не хочу, я хочу говорить о современных людях. Все мои спектакли вышли, можно сказать, в рейсовых автобусах, где я езжу. Я смотрю на живых людей, все эти ситуации взяты из жизни.



Елена Фанайлова: Второй главный герой - то ли он бомж, то ли он такой астральный боксер...



Сергей Потапов: Про актера скажу - он сам по себе очень интересный человек, Рома Атласов, учился здесь, но не закончил ВГИК. Он снимался в фильме "Место на земле", полубомжевал в Москве. Потом он приехал домой, мы с ним там встретились, поговорили, придумали такого вот человека.



Елена Фанайлова: В обоих фильмах - и в якутском «Дыши!», и в рижской «Монотонности» играют как профессионалы, так и непрофессиональные актеры; оба фильма сделаны на национальных языках, оба - со смехотворно маленьким бюджетом и оба очень талантливы.


XS
SM
MD
LG