Ссылки для упрощенного доступа

ПАСЕ провела расследование фактов незаконной деятельности ЦРУ на территории стран ЕС


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Страсбурге Любовь Мейнерт.



Андрей Шароградский: В Страсбурге завершилась сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. На сессии была принята резолюция о реабилитации и компенсации заключенным, которые содержались в тайных тюрьмах Центрального разведывательного управления США на территории Восточной Европы. Парламентская ассамблея Совета Европы призвала правительство 47 стран совета предоставить все материалы по фактам незаконной деятельности ЦРУ на их территории. Выступая на сессии ПАСЕ в Страсбурге возглавлявший расследование о тайных тюрьмах ЦРУ швейцарский парламентарий Дик Марти подчеркнул, что никакая секретность не приемлема, если речь идет о нарушениях прав человека.



Любовь Мейнерт: Впервые об этом заговорили в Совете Европы в январе 2006-го. Поднятая тема вызвала немало шума. Докладчик, депутат швейцарского парламента Дик Марти, пообещал представить исчерпывающий доклад. Этот доклад довели до сведения депутатов. Его обсуждение было бурным и неоднозначным. И хотя резолюции и рекомендации Дика Марти с некоторыми поправками были приняты подавляющим большинством, ряд стран и их депутаты упорно настаивали на своем особом мнении.


Все это заставило председателя Парламентской ассамблеи Ван дер Линдена более жестко высказаться в поддержку докладчика.



Рене ван дер Линден: Как президент Парламентской ассамблеи, я хочу высказать полную поддержку господину Марти и его докладу в том виде, в котором его приняла ассамблея. Господин Марти - не судья, и Парламентская ассамблея - не судебная инстанция. Нашей целью не является доказать формальную вину и покарать, и мы не выносим формального приговора. Но очевидно, что мы должны быть уверены в том, что государства - члены Совета Европы следуют тем обязательствам, которые они на себя взяли. Это включает серьезное расследование любых случаев возможных нарушений провозглашенных принципов. Мы пришли к выводу, что некоторые государства-члены этого не сделали.



Любовь Мейнерт: По словам Ван дер Линдена, благодаря опыту прокурорской работы Дика Марти, его активности и настойчивости, удалось внести ясность в картину деятельности отдельных недобросовестных стран - членов Совета Европы. Под огнем критики оказались Польша и Румыния, и частично Германия и Италия. Речь идет о предоставлении аэродромов для перемещения арестованных, подозреваемых в террористической деятельности. К докладу Дика Марти прилагаются целые схемы движения самолетов и так называемых "зон безопасности", где американцы занимались своей противоправной, по европейским меркам, деятельностью.


С выводами доклада категорически не согласились польские и румынские депутаты. Польская делегация в Парламентской ассамблее Совета Европы отклоняет этот доклад и выражает возмущение по поводу его содержания. В ходе прений депутат Урсула Гачек обратила внимание на следующее...



Урсула Гачек: Докладчик отказался посетить места предполагаемого содержания заключенных в Польше. Можем ли мы принять аргументы, что он отказался от поездки потому, что он, столь опытный прокурор, известный своей борьбой с организованной преступностью и наркомафией, испугался, что им смогут манипулировать польские власти? Почему свидетельство защиты не принято во внимание? Да потому, дорогие коллеги, что выводы этого доклада написаны до процедуры сбора доказательств.



Любовь Мейнерт: И что же на это отвечает господин Марти?



Дик Марти: Я очень четко дал понять, что обязательно отправился бы туда, но только в том случае, если бы получил ясные ответы на мои вопросы. Правительство утверждает, что ни один самолет американской администрации не приземлялся в этом сегменте, а мы оказались в состоянии доказать обратное. В этой конкретной ситуации я не желаю посещать подобные авиабазы, которые больше не содержат тайных заключенных. Я сказал, что не собираюсь играть роль парламентского туриста, я не хочу гулять по базе, где ничего не осталось в сопровождении телекамер, которые должны подтвердить, что Дик Марти был здесь и ничего не нашел. Я не Эркюль Пуаро, чтобы собирать пробы ДНК в поисках доказательств пребывания здесь секретных заключенных.



Любовь Мейнерт: Румынская парламентская группа в ПАСЕ заняла еще более радикальную позицию. Она выступила с декларацией, в которой говорится: "Делегация румынского парламента заявляет, что не будет далее принимать участия в деятельности ПАСЕ, пока докладчик лично не приедет в Румынию с целью проверки так называемой информации и доказательств, которые составили основу обвинения нашей страны в размещении секретных центров содержания заключенных.


Один из пикантных моментов, который скрывается за всей этой историей, в ходе прений отметил депутат британского парламента Майкл Ханкок.



Майкл Ханкок: Готовы ли мы видеть последствия правды? Этот рапорт предполагает, что нынешний президент Румынии стоял здесь, в этой самой палате, в нескольких метрах от вас, господин президент ПАСЕ, и лгал ассамблее, когда говорил, что нет свидетельств, и он ничего не знает о действиях, которые теперь, в докладе Дика Марти, выдвигаются, как реальные. Так нужна ли нам правда? Готовы ли мы к ее неизбежным последствиям?



Любовь Мейнерт: Рекомендации ПАСЕ не носят обязательный характер. Они, скорее, являются моральной нормой.


XS
SM
MD
LG