Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Евангелие Николая II выставлено в Историческом музее


Старинное Евангелие, которое было подарено Николаю II незадолго до его отречения. [Фото — <a href="http://www.shm.ru/" target=_blank>Государственный Исторический музей</a>]

Старинное Евангелие, которое было подарено Николаю II незадолго до его отречения. [Фото — <a href="http://www.shm.ru/" target=_blank>Государственный Исторический музей</a>]

В Москве, в Государственном Историческом музее завершается проект «Живая экспозиция». В течение целого года из Царскосельских музеев сюда привозили по одному экспонату, становившемуся органичной частью постоянной выставки. Последним артефактом стало старинное Евангелие, которое было подарено Николаю II незадолго до его отречения.


В собраниях как московских, так и петербургских музеев есть книги и более старинные, и более нарядные, чем Евангелие в матерчатом переплете с неброскими серебряными накладками, которое стало завершающей точкой проекта «Живая экспозиция». Однако выбор оправдан: Евангелие 1627 года волею судеб оказалось связано с самым началом и самым концом династии Романовых. Говорит Ирина Зайцева, хранитель Фонда редких книг Государственного музея-заповедника «Царское Село»: «Евангелие это было вложено в монастырь тверской Марфой Ивановной, матерью первого царя из рода Романовых. И, как мы все знаем, Ипатьевский дом, где погибла царская семья, завершил виток русской истории, начавшийся за 300 лет до этого в Ипатьевском монастыре, в костромском, так и это Евангелие, происходящее из семьи первых Романовых, через тоже почти 300 лет попало в семью последних Романовых. Последний правящий монарх династии получил его на последнюю Пасху, которую семья последнего царя встретила в своем доме в Александровском дворце. Потому что после этого их отправили в ссылку».


Судьба самой книги также богата на перипетии. О том, что Евангелие пожертвовала монастырю именно Марфа Ивановна (в год рождения долгожданной внучки царевны Ирины), свидетельствует пространная надпись на первых страницах. Далее — грозное предупреждение: «А кто сию книгу из дому Пречистой Богородицы вынесет или родимцу отдаст, или продаст, или заложит, или какую хитрость учинит, того Бог судит на втором и страшном пришествии». Заклятие не помогло.


«Это Евангелие — дониконовской печати. А, как известно, после реформы Никона книги богослужебные, старопечатные, были запрещены. И совершали обмен: старые книги вынимали, ликвидировали и заменяли их новыми», — говорит Ирина Зайцева.


Вот этим и объясняется то, что по распоряжению Александры Федоровны, подыскивавшей подарок для Николая II, Евангелие было куплено в лавке старообрядцев. А вот что произошло десятилетия спустя: «Евангелие, пережившее эпоху распродаж, революций до этого, потом оно путешествовало в Германию, было вывезено фашистами, но в 1946 году вернулось. И вот сейчас оно снова в своем родном доме, в императорском дворце», — рассказывает Ирина Зайцева.


Проект «Живая экспозиция» оказался столь успешным, что сейчас два крупнейших музея задумываются о продолжении сотрудничества. Каким оно будет — пока не решили.


XS
SM
MD
LG