Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Любая Олимпиада – это мощный толчок всем творческим силам»


Олимпийские объекты в Крылатском считаются наиболее удачными архитектурными проектами времен Олимпиады-80

Олимпийские объекты в Крылатском считаются наиболее удачными архитектурными проектами времен Олимпиады-80

Выступая на презентации сочинской заявки на сессии МОК в Гватемале, вице-премьер российского правительства Александр Жуков вспомнил, как его наполняла гордость, когда он «мешал цемент» на стройках Олимпиады-80 в Москве. Когда Москва готовилась к проведению Олимпиийских игр, перед архитекторами стояла задача – показать «капиталистическому миру» то, как изменилась Москва за период существования СССР. Столица Советского Союза, принимавшая олимпийцев, по мнению партийных чиновников, должна была создать впечатление открытого, свободного и светлого города, да так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в политических, социальных, экономических успехах советского государства.


По сей день спортивные объекты Олимпиады-80 остаются памятником эпохи. Впрочем, не только спортивное строительство вошло в программу подготовки к Олимпийским играм в Москве. Тогда же были построены Олимпийский телецентр - вторая очередь Останкинского телецентра, здание главного пресс-центра Олимпиады, где сегодня размещаются РИА «Новости» и Союз журналистов, олимпийские гостиницы «Турист», «Салют», «Космос», и, конечно, Олимпийская деревня - целый микрорайон, состоящий из 16-18-этажных домов типовой серии со спортивным комплексом, торговым центром, поликлиникой.


О том, какой стала Москва после Олимпиады-80, рассказал вице-президент Академии художественной критики, историк архитектуры Алексей Клименко:


- Подготовка к Олимпиаде-80 в очередной раз проявила свойство наше национальное, которое итальянцы определяют замечательным термином «мания грандиосса», то есть таким вот стремлением уж если делать, то делать много, делать так, что ого-го. Пример тому, в частности, вот эти вот олимпийские стадионы, олимпийский бассейн на Проспекте Мира, ради строительства которого было уничтожено около тысячи исторических зданий, несколько десятков исторических переулков, в том числе, несколько замечательных, знаменитых памятников архитектуры. Вместе с тем, то, что было реализовано к Олимпиаде, это была, конечно, грандиозная работа, сказавшаяся на сегодняшней Москве. Поскольку большая часть спортивных сооружений, которыми москвичи привычно пользуются, и не только спортивные, но и гостиничные комплексы были возведены именно к Олимпиаде.


- Алексей Алексеевич, а какие из тех построек заслуживают особого внимания?


- Их много, но, вообще, лучшее из того, что было возведено в те годы, это, конечно, велотрек в Крылатском. Это просто шедевр архитектуры 70-х годов, это действительно замечательная работа и с точки зрения инженерной архитектуры. Такие упругие кривые балки, замысел и работа инженеров, и работа архитекторов замечательная. Велодорога в Крылатском, гребной канал, в общем, все то, что сделано в Крылатском и определило судьбу Крылатского как такого спортивного центра Москвы, это сделано как раз к Олимпиаде. По-моему, это замечательно. Что касается этих двух олимпийских стадиона и бассейна, которые я упомянул, на Проспекте Мира, к сожалению, это слишком грандиозно. Это некрасиво. Вместе с тем, измайловский гостиничный комплекс, например, им же пользуются до сих пор, и это вполне пристойно для своего времени. А вот гостиницу «Спорт», которую построили специально к Олимпиаде, уже взорвали. А вот этот краб, который мы видим на Лужнецкой набережной, вот такой железобетонный, страшный краб, он остался. И это тоже называлось - универсальный зал «Дружба».


В общем, очень много было сделано, и подготовка к Олимпиаде дала мощный толчок оснащению Москвы новыми комплексами. Ну, хотя бы Олимпийская деревня, хотя она из типовых домов, но, тем не менее, это хорошо по планировке, это удобно, и там было очень много творческих находок. К тому же тогда существовало понятие синтеза архитектуры и изобразительного искусства, очень много мозаик там, Церетели чуть не впервые в Москве оснащал какие-то сооружения своими шедеврами. Вот и гостиница «Космос» была в это время возведена, правда, там французы проектировали, и Центр международной торговли... Одним словом, это все как бы протуберанцы как бы той энергии, которая была в стране и которая выплеснулась в связи с этой Олимпиадой. Одним словом, любая Олимпиада - это, конечно, мощный толчок всем творческим силам, такому потенциалу страны. То, что делается к Олимпиаде, остается потом на долгие годы.


XS
SM
MD
LG