Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Маркедонов о зимней олимпиаде в Сочи: "Мы должны понять - да, победа одержана, теперь надо работать"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие эксперт Института военного и политического анализа Сергей Маркедонов .



Андрей Шарый: В России победу в олимпийском конкурсе считают личной заслугой президента Владимира Путина, который на английском и на французском языках энергично призвал членов Международного олимпийского комитета поддержать кандидатуру Сочи. Российские власти считают победу признанием растущих возможностей страны и своим большим, в том числе и политическим, успехом. На эту тему я беседовал с известным экспертом из московского Института военного и политического анализа Сергеем Маркедоновым.



Сергей Маркедонов: Победа - и есть, и нет ее. В краткосрочном каком-то варианте, в краткосрочной перспективе можем говорить о победе, потому что спорт давно стал политикой, это ни для кого не секрет. То, что Россию приглашают таким образом в элитный клуб, а ведь это первая олимпиада, которую именно Российская Федерация, а не Советский Союз проводит, все это, конечно, говорит о том, что это некий успех на фоне еще и предложений Путина в Хайлигендаме, потом встреча в штате Мэн Путина и Буша. Вот такой фон создает ощущение победы.


Однако не будем с вами отрываться от географии, как говорил Франсуа Шампольон в свое время, "география - это глаза и уши историка". Где проходит зимняя олимпиада? В Сочи. Что такое Большой Сочи? Так называемы Казачий рынок Большого Сочи и район Блиново - это непосредственная граница России и Грузии де-юре, де-факто это российско-абхазская граница. Рядом находится зона грузино-абхазского конфликта. Еще никогда олимпиада не была столь близко к зонам так называемых "замороженных конфликтов".


Я в Абхазии бываю достаточно часто. Мне не кажется, что этот регион более опасный, чем любой из регионов Грузии. Можно использовать олимпиаду 2014 года, в общем-то, в благих целях, на мой взгляд, в целях в том числе и разрешения грузино-абхазского конфликта. Помимо России, у территории абхазской появляется еще один гарант, скажем так, что какой-нибудь Кодорский кризис в разных вариациях не будет сделан в том же Гальском районе, допустим, или с моря по отношению к Абхазии. И появляется МОК. С городом Сочи заключен контракт и пойдут сюда деньги не только российских, но и иностранных инвесторов. И сейчас в философии постконфликтного урегулирования не совсем правильные и не совсем адекватные представления доминируют. Западные страны говорят о том, что нужно решать проблему статуса прежде всего. Но, на мой взгляд, проблема статуса - какой флаг будет развиваться - не самый главный вопрос. Главная проблема - это доверие конфликтующих сообществ, восстановление между ними нормальных, хотя бы человеческих отношений, экономическая реабилитация и так далее, и тому подобное. Потом, когда все это заработает, вопрос флага можно будет решить.


Что я вижу, например, в ситуации с олимпиадой 2014 года? Совершенно очевидно, что задействование абхазской инфраструктуры - это и Сухумский аэропорт, скажем, бывшая Гудаутская авиационная база, где прекрасное авиационное покрытие, это могло бы разгрузить определенные пассажиропотоки Сочи. Это могло бы мирным образом Абхазию вернуть к нормальной жизни, сделать ее, кстати, более безопасной.



Андрей Шарый: Давайте немножко поговорим теперь о внутриполитическом измерении того, что происходит. Вот сочинская олимпиада - это такой пирожок, испеченный очень удачно к началу выборной кампании. И не зря Владимир Путин - олицетворение российской победы. Сейчас же заговорили о том, то ему теперь, дескать, хорошо бы и открыть эти олимпийские игры, переизбравшись на пост президента через четыре года после окончания мандата следующего главы государства.



Сергей Маркедонов: Мне кажется, такие разговоры - конечно, спекуляции. Допустим, представим себе, что Владимир Путин не будет президентом государства. Как мне кажется, его личная роль здесь действительно велика, и он вполне мог бы присутствовать на открытии олимпиады даже как просто второй президент России. Здесь есть и скептические, и оптимистические моменты, связанные с выигрышем олимпиады. Оптимистические очевидны: будет достаточно много инвестиций в развитие инфраструктуры рекреации для Краснодарского края. Это важно. Потому что там действительно много надо модернизировать, нужно делать этот курорт более современным. Скептические моменты есть тоже, потому что, зная такую черту, как нетранспарентность российской власти и российского бизнеса, я думаю, лозунг Николая Ивановича Бухарина времен НЭПа "обогащайтесь" многие чиновники впрямую используют.


К сожалению, я вижу моменты, связанные с демонстрацией экстенсивности развития России в связи с Сочи, потому что страна, которая не газифицирована в значительной степени, где нет нормальной сети автодорог, где авиационное сообщение не то чтобы удовлетворительное, позволяет себе такую роскошь, как олимпиада. Наверное, не самое актуальное занятие. Это опять демонстрация некой экстенсивности тоже, такой неосоветской, может быть, в чем-то. В любом случае, как гражданин России, безусловно, я рад, что наша страна будет принимать олимпиаду. Мы должны понять: да, победа одержана, теперь надо работать. Вот этот похмельный синдром, что ли, должен пройти быстро.


XS
SM
MD
LG