Ссылки для упрощенного доступа

В США особенно следят за происходящим в Пакистане


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Андрей Шарый: Сегодня пакистанские военные провели штурм Красной мечети в Исламабаде. К концу дня стало известно о том, что убит в перестрелке лидер мятежников имам Абдул-Рашид Гази. Как сообщают пакистанские военные, он погиб от рук своих единомышленников.


Зачистка Красной мечети от взбунтовавшихся исламистов, а именно так характеризуют их средства массовой информации, продолжалась целый день, большая часть комплекса к вечеру перешла под контроль правительственных войск, но оставшиеся в живых боевики оказывали ожесточенное сопротивление. Огонь по солдатам ведется с минаретов и из подвалов мечети. Живым щитом боевикам, как сообщают журналисты и пакистанские военные, служат заложники - женщины и дети. Пока не известен точный счет погибших, говорят о 50 погибших боевиках и 8 военных.


Напомню, что осада Красной мечети в Исламабаде продолжалась почти неделю и на штурм пакистанские специальные подразделения пошли, когда их командование убедилось в том, что укрывшиеся внутри вооруженные студенты - последователи радикальных трактовок ислама - не сдадутся. Заместитель министра информации Пакистана Тарик Азим заявил, что засевшие в мечети студенты-исламисты начали убивать заложников. Эта информация, впрочем, пока не подтверждена. По разным данным, в мечети находилось от 250 до тысячи с лишним человек, среди которых как раз и были взятые в заложники женщины и дети.


Кризис в Исламабаде вызвал большое внимание во многих странах мира, особенно внимательно следят за происходящим в Пакистане в Соединенных Штатах.



Ян Рунов: Американское посольство в Пакистане рекомендует находящимся здесь гражданам США воздержаться от посещения районов на северо-западе страны, вблизи Пешавара, где террористические элементы угрожают отомстить за погибших в Красной мечети нападениями на правительственные объекты, полицию и армию. Ситуация в Пакистане вызывает у американцев серьёзное беспокойство. С одной стороны критике подвергается президент Мушарраф, который за 8 лет на посту президента не смог демократизировать систему, слишком долго мирился с исламским радикализмом. С другой стороны, в глазах Соединенных Штатов - союзник в борьбе с терроризмом и человек, стоящий на пути превращения Пакистана в Талистан, то есть государство талибов. Как пишет газета «Крисчен Сайенс Монитор», «после терактов 11 сентября 2001 года президент Первез Мушарраф пытался порвать связи между военной разведкой и исламскими радикалами». Эти связи возникли, когда Пакистан поддерживал сопротивление моджахедов советской оккупации Афганистана. «Крисчен Сайенс Монитор» считает, что кризис Красной мечети продемонстрировал моральную слабость исламских боевиков. С такой точкой зрения не согласен профессор университета Вилланова в Пенсильвании, бывший сотрудник Госдепартамента США, основатель Пакистано-Американского Конгресса Хафиз Малик.



Хафиз Малик: Это очень сложная проблема и мы не можем определённо сказать, кто победил, а кто проиграл в этом противостоянии. Совершенно ясно, что фундаментализм в исламском мире вообще, и в Пакистане, в частности, набирает силу. В Пакистане особенно. И это чрезвычайно опасно для всего мира, если учесть и наличие ядерного оружия в стране, и его геополитическое значение: сложные отношения с Индией, осложняющиеся отношения с Китаем, поддержка афганских талибов, граница с Ираном...


Кризис Красной мечети заставил правительство Мушаррафа применить силу. В результате обе стороны могут провозгласить победу, но на самом деле обе проиграли. Теперь Мушарраф может воспользоваться чрезвычайным положением и продлить свои полномочия и президента и главнокомандующего армией. Это то, чего он хотел. Но это ещё больше углубит раскол в стране и создаст благоприятную почву для укрепления радикально-исламистской оппозиции. Проблема в том, что положение в стране сейчас зависит от одного человека. Это как эпидемия во многих мусульманских и коммунистических странах: пришедший к власти не хочет её отдавать, хочет умереть на троне.


Я полагаю, что в результате кризиса в Исламабаде популярность Мушаррафа в Пакистане станет ещё ниже. Независимо оттого, что президент старался максимально избежать гибели заложников, что он достаточно долго выжидал, старался уладить всё уговорами, симпатии населения будут на стороне погибших, то есть исламистов. Просто потому, что они погибли. Станет ли военная победа над осаждёнными фанатиками политической победой Мушаррафа? Не думаю.



Ян Рунов: Хафиз Малик, профессор университета Вилланова в Пенсильвании, обращает внимание на то, что теперь пакистанцам придётся выбирать из двух зол наименьшее, в данном случае это, конечно, президент Мушарраф.


XS
SM
MD
LG