Обычно сотрудники Третьяковской галереи занимаются экспонированием предметов искусства, созданных другими людьми. Сейчас, на выставке «Вдохновение», они представили свои собственные работы. Это живопись, графика, фотография и декоративно-прикладное искусство.
Основное здание Третьяковки находится в Лаврушинском переулке. Это с фасада. Противоположная стена галереи выходит на Малый Толмачевский переулок. Вот там то и находится так называемый «Выставочный зал в Толмачах», пока мало кому известный, недавно открытый. Совершенно домашняя по атмосфере, экспозиция работ музейных сотрудников в камерном пространстве особнячка смотрится органично. Не беда, что многие вещи выполнены не профессионалами. Это любительство высокого класса — постоянный контакт с шедеврами дает свои плоды. И нельзя не отметить лицевое шитье Галины Серовой из отдела научно-экскурсионной работы. В точном соответствии с древнерусской церковной традицией, оно выполнено мельчайшими шелковыми стежками, да еще — с применением жемчуга и золотой нити.
Дмитрия Ершова с его ироничной серией картин под названием «Знаки зодиака» в Третьяковке числят своим, поскольку он — иерей отец Дмитрий из храма-музея Святого Николая в Толмачах. Качество его работ заставляет подозревать: у священника — профессиональная подготовка художника.
Что же касается реставраторов, так им это по статусу положено. И вот Максим Степанов не только реставрирует иконы, но и пишет картины, в которых переосмысливает канонические сюжеты — от «последнего дня Помпеи» до совершенно пьяного папы Карло, клепающего своих злых Буратин. А на полотне, посвященному Мурманску, полно пальм и милующихся бронзовых зверушек.
«Это такая небольшая реплика, не реплика, может быть, отчасти ирония по поводу памятника Петру Зураба Церетели, который стоит на Стрелке в Москва-реке, и его парка сказочных героев у Александровского сада. Поэтому эта работа называется "Мурманск. Вид на городскую бухту со стороны парка имени Мурмана". И существующий герой в городе... Ну, Петр ведь тоже имел, согласитесь, такое весьма сомнительное отношение... флот, по крайней мере, который закладывал Петр, имел отношение не к Москва-реке. Как-то меня это натолкнуло на какие-то мысли», — говорит Максим Степанов.
Подчеркнем, большая часть картин выставки выполнена все же в традиционной реалистической манере, вроде пейзажей генерального директора галереи Валентина Родионова. И вот его ответ на вопрос: может ли так статься, что какие-то произведения сотрудников окажутся в постоянной коллекции Третьяковки? «Может быть, что-то попадет в наши фонды, но это будет решать специальная комиссия, не директор, специальная комиссия профессионалов, которая определяет — достойна ли та или иная работа коллекции Третьяковской галереи», —утверждает Валентин Родионов.