Ссылки для упрощенного доступа

Строительство автозаводов на месте воинских захоронений под Петербургом


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Валович.



Александр Гостев: Вокруг Петербурга идет масштабное строительство новых автомобильных заводов. Сделан первый шаг к началу грандиозного строительства на территории аэропорта «Пулково» и прилегающих к нему территориях нового аэровокзала. Строительство самих терминалов международных и внутренних сообщений должны начать уже в следующем году. Однако все эти грандиозные стройки продолжают осуществляться в нарушение как городского, так и федерального законодательства, утверждают некоторые юристы. Законодательство, которое предписывает перед началом строительства исследовать территории на предмет неизвестных воинских захоронений, так как земли расположены там, где проходили боевые действия.



Татьяна Валович: В 2005 году в России был принят федеральный закон «О погребении и похоронном деле», который в частности определяет порядок работ при строительстве на территориях, где проходили боевые действия, и обязывает проводить соответствующие исследования на предмет неизвестных воинских захоронений. Еще раньше, в 1999 году аналогичный закон был принят в Петербурге. В разработках обоих законов непосредственное участие принимал Александр Щелканов бывший в то время депутатом Законодательного собрания Петербурга. Именно к нему в 2001 году обратился руководитель поискового общества «Возвращение» Георгий Стрелец в связи с невозможностью захоронить останки воинов, найденных в районе, прилегающем к Пулковским высотам. Вспоминает Георгий Стрелец...



Георгий Стрелец: Там где велось строительство "Пулково-3", мы нашли останки 34 человек. Оказалось, красноармейцы. Тогда, кстати, прокуратура приостановила строительные работы, и мы в течение длительного времени проводили там поиск. Мы извлекли все останки, которые удалось обнаружить, они были потом перезахоронены, причем далеко не сразу, это очень длинная была история. Но, в конце концов, захоронили на Чесменском кладбище. К сожалению, ничего дальнейшего не было сделано.



Татьяна Валович: Несмотря на представление прокуратуры бывшему тогда губернатором Петербурга Владимиру Яковлеву о необходимости соблюдать закон о погребении, не изменилось и отношение администрации города к выполнению закона о неизвестных воинских захоронениях. Более того, порой чиновники пытаются доказать, что на территориях, предназначенных для застройки новым объектом, боевых действий не велось. И это стало обыденной практикой в Петербурге.



Георгий Стрелец: Мы с этим сталкивались, когда на территории нынешнего объекта "Балтийская жемчужина", когда еще там китайские инвесторы ничего не делали, там еще были пустыри и заросли кустарника, тоже были обнаружены останки. Тоже мы обращались в администрацию и нам тоже сообщали, что там бои не велись. Причем показывали даже памятник, который находится, как это смешно вообще звучит, примерно в 100-150 метрах от нахождения останков. То есть, где памятник - бои велись, а вот где нашли останки - бои не велись. Вот так иногда уходят от проблемы.



Татьяна Валович: Сейчас очень бурно развивается промышленность Петербурга. В Каменке будет строиться завод "Ниссан", в Шушарах строится уже "Тойота" и там же будет "Сузуки" построен. Все это места боевых действий. У вас есть сведения, что перед тем, как эти места были выделены под строительство завода, проводились какие-то изыскательские работы и тот закон, который принят в России о похоронном деле, о воинских захоронениях, был выполнен?



Георгий Стрелец: Нет, таких сведений у меня нет. Иногда появляются такие отрывочные сообщения, иногда показывают по телевизору, вдруг при каких-то работах, допустим, при копании траншеи нашли останки людей. А вот планомерных каких-то работ перед строительством в этих местах, о которых вы говорите, не велось.



Татьяна Валович: В связи с тем, что городская администрация не выполняет установленные законами нормы, в августе прошлого года инициативная группа направила


коллективное письмо уже Валентине Матвиенко и представителю президента по Северо-Западному округу Илье Клебанову. Однако все спустили на глав администраций районов, которые в очередной раз представили отписки. Поэтому общественность вновь обратилась к прокурору. Но как часто бывает, прокурор переслал жалобу граждан тому, на кого они жалуются, то есть губернатору и круг замкнулся. И тогда общественность обратилась в Генеральную прокуратуру и в Контрольное управление администрации президента. Под давлением Генеральной прокуратуры вопрос о соблюдении законодательства при освоении земель, где проходили боевые действия и поиску неизвестных воинских захоронений был расследован и констатировано, что за прошедшие годы ситуация так и не изменилась. Мало того, иностранных инвесторов, которые приходят в город, либо намеренно не ставят в известность о необходимости соблюдать закон об обследовании территорий, либо они сами его игнорируют, получив заверение от властей, что этот вопрос улажен. И у горожан встает закономерный вопрос: если и бывший губернатор Яковлев и ныне действующий губернатор Матвиенко не выполнили постановление прокуратуры, игнорировали федеральное и городское законодательство в течение этих лет, то в соответствии с определенными статьями Уголовного кодекса, нельзя ли их привлечь к уголовной ответственности? Поэтому группа граждан, занимающаяся вопросами соблюдения законодательства касательно непогребенных останков, подумывает о том, что пора обратиться в суд, чтобы привлечь городское руководство к уголовной ответственности за неисполнение законов.


XS
SM
MD
LG