Ссылки для упрощенного доступа

Критическое положение заключенных в СИЗО Свердловской области


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.



Кирилл Кобрин : Положение заключенных в следственных изоляторах Свердловской области - критическое. Камеры, которые практически не проветриваются, переполнены, люди спят по очереди. Администрация одного из самых «перенаселенных» СИЗО Екатеринбурга пустила к себе журналистов. Визиты правозащитников стали тоже почти традиционными. Однако проблема обостряется из года в год. На эту тему екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.



Евгения Назарец : Следственный изолятор номер 1 в центре Екатеринбурга. Журналист здесь по собственной воле. Сотрудники уверяют, что покажут все как есть - и медсанчасть, и пищеблок и то, что нужнее всего жарким июльским днем:



Сотрудник изолятора : Это прогулочные дворики. 16 квадратов. Камера на 4, значит, здесь гуляют 4. Если камера на 8 человек, значит, прогулочные дворики на 8 человек.



Евгения Назарец : Следственно арестованные в екатеринбургском СИЗО-1 по восемь человек в камерах давно не сидят. Еще в феврале начальник Следственного управления прокуратуры Свердловской области Сергей Ваулин заявил, что регион внял пожеланиям Генпрокуратуры России о снижении количество содержащихся под стражей. Но уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, побывав в СИЗО номер 1 в июле, снова решила писать письма во все инстанции.



Татьяна Мерзлякова : Есть камеры, где 41 человек на 18 кроватей, один вентилятор ставится на камеру. По заявлению на имя начальника СИЗО, конечно, везде влажно, везде очень много воды тратится сейчас на то, чтобы в камерах дышалось. Меня опять смутило наличие людей за сотовые телефоны. Мне кажется, надо сосредоточиться больше на более серьезных преступлениях, но это моя точка зрения. Я уже подготовила эти письма, губернатору тоже сообщу, потому что как-то надо исправлять.



Евгения Назарец : Вероятно, журналисту показали то же, что и омбудсмену Татьяне Мерзляковой. Заключенные СИЗО необщительны, но все и без вопросов очевидно. По официальным данным на каждого «жителя» здесь приходится менее 2 квадратных метров площади. Сотрудники изолятора вынуждены признать - распорядок и режим в камерах диктует вовсе не администрация с регламентом:



Сотрудник изолятора : Практически у нас двойной перелимит. Поэтому на каждую кровать по два человека приходится. Сменный график - одни спят днем, другие ночью. В течение, наверное, последних 10 лет это точно. У нас лимит следственного изолятора по наполняемости 2 тысячи, а содержится 4. Мы здесь камеры не выбирали. Что есть, то и показываем. Поэтому это реалии.



Евгения Назарец : Прокуроры против того, чтобы опускать под залог тех, кто оказался в СИЗО за сотовый телефон, или среднюю кражу - подследственные могут сбежать. К тому же это ситуацию сильно не изменит. Таких заключенных около четверти. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова говорит, что, в отличие от прошлых лет, взрослые узники нынче уже даже не жалуются на условия. На этот раз она посещала казенный дом по собственной инициативе, чтобы пообщаться с подростками.



Татьяна Мерзлякова : 220 для Екатеринбурга - это много. Всего по области опять свыше 320 несовершеннолетних у нас в СИЗО находятся. Мальчиков несовершеннолетних и девушек у нас находится не так много, может быть, но тоже беспокоит, что в том числе и за жестокие преступления. Я хотела с ними поговорить, потому что нынче мы сделали комиссии по делам несовершеннолетних первый год как государственными служащими. Работать с ними должны были совершенно на ином, на высоком уровне. Что привело детей туда - об этом был разговор с каждым буквально.



Евгения Назарец : Подростки в следственном изоляторе имеют по койке на человека, как и полагается. Но несовершеннолетних под следствием все больше, взрослым тесно на нарах и из-за этого тоже. Но даже одноместное размещение в СИЗО - это не комфорт:



- Поэтапно осуществляем ремонт. Условия, конечно, не очень. Обеспечены постельными, посудными, умывальными принадлежностями полностью. Но камеры... сами видите. Вентиляция отсутствует.



Евгения Назарец : Все следственные изоляторы Свердловской области по норме вмещают 4200 человек, реально в них живут почти 7 тысяч человек. Уполномоченный по правам человека хотела бы разобраться - или сажают всех подряд, или преступность реально зашкаливает. По данным прокуратуры на начало 2007 года за преступления средней тяжести попали в изоляторы лишь 720 среднеуральцев. Для остальных надо бы построить новый СИЗО, тем более, что большинство ныне используемых зданий - дореволюционной постройки.



XS
SM
MD
LG