Ссылки для упрощенного доступа

Александр Лукашенко сделал неожиданные кадровые перестановки в руководстве страны


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Карней.



Марк Крутов : Президент Белоруссии Александр Лукашенко сделал неожиданные кадровые перестановки в руководстве страны. После успешного, как было сообщено, раскрытия шпионской сети, работавшей на спецслужбы соседней Польши, в отставку со своих постов были отправлены председатель КГБ Степан Сухоренко и его первый заместитель Василий Дементей. Причем, первый из них долгое время считался одним из преданнейших сторонников белорусского лидера. Перестановки в КГБ Белоруссии дело нередкое. Однако в данном случае, сходятся во мнении эксперты, речь идет не о рутинных кадровых решениях. В центре внимания не только фигура Сухоренко, но и его преемник - бывший глава Службы личной безопасности Лукашенко. Из Минска передает корреспондент Радио Свобода Игорь Карней.



Игорь Карней : Генерал-лейтенант Степан Сухаренко продержался в кресле главного чекиста Белоруссии два с половиной года. На этой должности в стране традиционно долго никто не задерживается. Удастся ли изменить традицию новому председателю Комитета госбезопасности, генерал-майору Юрию Жадобину? По крайней мере, предпосылки для этого есть - до этого почти четыре года он занимал пост начальника Службы безопасности президента. И хотя в публичной политике Жадобин практически ничем не отличился, однако именно ему Александр Лукашенко поручил «в кратчайшие сроки внести предложения о кадровом укреплении Комитета госбезопасности».


Впрочем, о решимости Жадобина грудью защищать Лукашенко еще до утверждения его в должности руководителя КГБ вспомнили многие. В 2004 году президент Белоруссии во время заседания Совета безопасности напрямую заявил, мол, глава Службы безопасности Жадобин доложил ему о подготовке «агрессивных акций против руководства государства» со стороны США и Евросоюза. «Я получил дополнительную информацию, что они планируют - вплоть до силового уничтожения президента», - отметил Александр Лукашенко.


Однако аналитики все больше склоняются к мысли, что в Белоруссии началась «борьба кланов». К примеру, лидер объединения бывших сотрудников правоохранительных органов и других силовых структур «Защитники Отечества» Олег Волчек одним из объяснений отставки председателя КГБ считает конфликт между Сухаренко и министром внутренних дел Владимиром Наумовым. Недавно по подозрению в коррупции правоохранительные органы задержали н есколько сотрудников КГБ. Факт подтвердил первый замминистра внутренних дел Александр Щурко.


Председатель Белорусского Хельсинкского комитета Татьяна Протько также не исключает, что в борьбе за главную силовую структуру в ход пошли «межведомственные разборки»:



Татьяна Протько : "Чистки» спецорганов в тоталитарной системе периодически происходят. Это было в 1937 году, когда после кровавых репрессий «почистили» НКВД. Возможно, в чем-то восстанавливается именно та система, хотя у нас сейчас не расстреливают ни оппозиционеров, ни тех, кто этих оппозиционеров ловит. Сначала они чистят общество от инакомыслия, а потом чистят их самих. Это все уже было. А сами чистки всегда связаны с определенными кланами, определенными лидерами и всегда руководство - Сталин в свое время, а сейчас наш президент - дают возможность кому-то победить. Сегодня победили одни, завтра победят совершенно другие. Иначе эта система не может работать.



Игорь Карней : А вот большинство оппозиционных политиков уверены, что Сухаренко наказан за то, что не справился с установкой нейтрализовать демократические движения. Говорит один из лидеров организации «Молодой фронт» Павел Северинец:



Павел Северинец : Сухаренко не справился с «Молодым фронтом». Основная задача по политическим репрессиям, стоявшая перед Сухаренко, - это успокоить белорусскую молодежь. Сухаренко это не удалось.



Игорь Карней : Говоря о новом председателе КГБ Юрии Жадобине, многие считают, что он протеже не столько Александра Лукашенко, сколько Виктора Лукашенко, старшего сына белорусского лидера. В этом году президентским указом Виктор Лукашенко стал членом Совбеза и помощником президента по национальной безопасности.



Марк Крутов : И все-таки, что стало настоящей причиной отставки главы одного из самых влиятельных силовых ведомств в стране, где роль этого ведомства трудно недооценить. Вот еще несколько версий - борьба между МВД и КГБ, аналогичная той, что имела в свое время место в Советском Союзе, и опасения Александра Лукашенко в том, что некто в России пытается усилить свое влияние на белорусские спецслужбы. Вот что рассказал в интервью Радио Свобода эксперт по силовым структурам, экс-председатель Верховного совета Белоруссии и один из руководителей избирательного штаба кандидата в президенты на выборах 2006 года Александра Козулина генерал-лейтенант Мечеслав Гриб.



Игорь Карней : Мечеслав Иванович, недавно проходила информация о том, что н есколько сотрудников КГБ задержаны по подозрению в коррупции. Могло это стать одной из причин отставки руководителя всего ведомства?



Мечеслав Гриб : Для меня само по себе это известие просто неожиданное. Я считал, что Сухаренко - ставленник непосредственно Лукашенко. Он проходил службу в Совете безопасности, оттуда начинал свой путь. И то, что его отправили в отставку - это, конечно, трудно поддается объяснению, что там могло случиться на самом деле. То, что сотрудники КГБ привлекаются к уголовной ответственности? Да, это могло быть одной из причин, но вряд ли. Потому что, например, в таможенной службе судебные процессы проходят, где сразу по 25 человек, офицеров привлекаются к уголовной ответственности. А руководитель таможенной службы “цветет и пахнет”, не думая никуда уходить. Поэтому связать только с этим тяжело.



Игорь Карней : Генерал Сухаренко был одним из тех, кого называли самым преданным сторонником Лукашенко во время прошлогодней президентской кампании. Стоит напомнить, что председатель КГБ даже собрал пресс-конференцию, во время которой рассказывал о террористических актах, якобы готовящихся оппозицией 19 марта, в день выборов.



Мечеслав Гриб : Сухаренко заявлял о заговорах, которые есть, которые расследуются, которые будут преподнесены нашему народу. Однако мы уже второй год живем после выборов и о заговорах так никто и не услышал. Кроме разве что организации “Партнерство”: собрали детей, которые хотели наблюдать за выборами, и обвинили их в заговоре. Мягко говоря, это несерьезно. Конечно, Сухаренко очень старался и никто из председателей КГБ до него так не бился лбом о стену, как он.



Игорь Карней : Еще одной причиной отставки Сухаренко называют недавний шпионский скандал, когда пятеро офицеров белорусской армии и один российский военный были задержаны и обвинены в шпионаже в пользу Польши. Допускаете ли вы, что даже Лукашенко посчитал это явным перебором? Особенно в части дискредитации армии?



Мечеслав Гриб : Как мне кажется, Лукашенко сразу же был проинформирован об их задержании. На этот момент, как выясняется, прошло следствие, а следствие идет до двух месяцев, материал уже направлен в суд. И никто об этом до этого не кричал, никаких заявлений по этому поводу не делал. Категорически исключаю, что Лукашенко был не в курсе этого шпионского дела. Но почему молчал?



Игорь Карней : Борьбу в силовых структурах иногда связывают с мощным российским лобби, мол, Сухаренко при своем полном подчинении Лукашенко не совсем подходил российским спецслужбам?



Мечеслав Гриб : В авторитарных диктаторских режимах всегда особое место занимает подковерная борьба. Тайная борьба - кто кого? Разбиваются на кланы, на группы и начинают друг с другом вести борьбу за “доступ к телу”, за получение большей власти, за получение каких-то льгот. И в таком контексте это абсолютно возможно. Но всем казалось, что Сухаренко незыблим, как верный щит государственной идеологии и лично президента. Много у него было высказываний, но они все были направлены на одно, что верой и правдой служим государству, идеологии, президенту, и у нас ничего лучшего нет и быть не должно.



XS
SM
MD
LG