Ссылки для упрощенного доступа

Дело иностранных медиков, приговоренных к смерти в Ливии, вызвало бурю возмущения на Западе


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Александр Гостев: В Ливии продолжается драма с шестью иностранными медицинскими работниками, которых, обвинив в намеренном заражении нескольких сот детей ВИЧ-инфекцией, приговорили сначала - в 2004 году - к смертной казни, а вчера этот приговор был заменен на пожизненное заключение. Пять болгарских медсестер и палестинский врач находятся в тюрьме уже 7 лет. Они заявляют, что оговорили себя под пытками. Как считают независимые эксперты, настоящей причиной заражения ливийских детей смертельной болезнью стали скверные гигиенические условия в больницах страны, и что это заражение началось еще до приезда иностранных медиков.



Кирилл Кобрин: Вчерашнее решение одного из высших судебных органов Ливии стало результатом договоренности, согласно которой семьи 438 зараженных детей получат компенсацию в размере миллиона долларов каждая. Дело иностранных медиков, приговоренных к смерти на основании их признаний, вызвало бурю возмущения на Западе. Почти все специалисты по СПИДу считают, что ливийские власти сознательно лгут и это дело, судя по всему, сфабриковано. Евросоюз принял активное участие в судьбе болгарских медсестер и палестинского врача, окончательное решение об отмене смертной казни было принято после того, как с ливийским лидером полковником Каддафи встретилась супруга президента Франции Николя Саркози - Сесиль. После того, как Высший юридический совет Ливии заменил смертный приговор на пожизненное заключение, один из руководителей ЕС Бенита Ферреро-Вальднер сказала.



Бенита Ферреро-Вальднер: Моим первым чувством было облегчение - потому что речь уже не идет о смертном приговоре. Но второе чувство, конечно же, чувство неудовлетворенности. Ведь я рассчитывала на милосердие и на то, что вскоре смогу обнять этих медсестер.



Кирилл Кобрин: В свою очередь Болгария заявила, что попросит Ливию передать ей шестерых медиков - палестинскому доктору срочно даровали болгарское гражданство. Говорит президент Болгарии Георгий Парванов.



Георгий Парванов: Нет сомнения, что отмена смертного приговора - хорошая новость. Это создает возможность для быстрой реализации соглашения о правовом сотрудничестве между Болгарией и Ливией, которое было заключено в 80-е годы.



Кирилл Кобрин: Эксперты и журналисты называют "циничным" торг, устроенный ливийским диктатором вокруг жизни шести иностранных медиков. На что рассчитывает полковник Каддафи, поступая таким образом? Я спросил об этом московского востоковеда, профессора МГИМО Сергея Лузянина.



Сергей Лузянин: Я выскажу две версии или два варианта попытки объяснения или попытки мотивации Муамара Каддафи. Первый - прагматический вариант. Возможно, это жесткий торг. Возможно. Судя по всему, по данным, что был вопрос о 8 миллионах, потом 1 миллиона долларов компенсации за ребенка и так далее, то есть, возможно, здесь идет вариант какого-то очень жесткого торга. Второй более вероятный все-таки вариант - это попытка балансирования Каддафи между собственной элитой, племенной, его приближенными. Он лидер, несомненно, он решает все, но понятно, что там, в ливийской элите, есть разные мнения, есть разные точки зрения и подходы, и они, скорее всего, прямо противоположные.


С другой стороны - Евросоюз, вообще Запад. Поскольку в принципе ведь последние 10 лет Муамар Каддафи как бы извинился за свои теракты, которые он произвел в свое время, выплатил достаточно большую компенсацию. Запад его как бы простил, образно говоря. И после 11 сентября Каддафи не попал в список рядом с классическими террористами "Аль-Каиды" и другими организациями. Почувствовав некое прощение, Каддафи, видимо, решил вести свой курс что ли, тактический.


Есть еще третий момент - это попытка заявить о себе, чтобы вспомнили, громко. У меня все-таки ощущение, что будет решение положительное. Смертная казнь не состоится в последний момент. Это будет некий жест милостивой доброй воли Муамара Каддафи, и за счет этого он как бы наберет дополнительные очки.


Вот эти три момента, конечно, где-то связаны, где-то противоречивы, но последние две версии, скорее всего, на мой взгляд, просматриваются более четко.



Кирилл Кобрин: Может быть, ситуацию следует объяснить именно психологически? Может быть, Каддафи просто мстит Западу за свое недавнее унижение?



Сергей Лузянин: Да, вы знаете, это очень хороший вопрос. Этот момент или подсознательно, или даже сознательно присутствует. Я многих знаю экспертов наших бывший, когда был Советский Союз, была советская помощь, людей, которые работали близко с Муамаром Каддафи, когда я еще работал в Институте востоковедения, в других институтах Российской академии. Все они говорят, что человек он очень мстительный. Он ничего не забывает - ни мелочей, ни тем более большого. Действительно, когда его поставили, образно говоря, на колени, заставили признать, заставили выплатить, возможно, что, да, он уцепился за этот случай. Но в то же время он не может перейти красную черту, но он будет балансировать, до последнего вытягивать нервы и бедным жертвам, и Европейскому Союзу, и всей мировой общественности. Но все-таки, в конечном счете, он как некий бог, по своеволию дарует, видимо, положительный вердикт. Тогда в этом смысле он одновременно и отомстил Западу, и одновременно в идеале разрулил эту сложную ситуацию.



Кирилл Кобрин: Как повлияет эта драма с иностранными медиками на дальнейшие отношения Ливии и Евросоюза?



Сергей Лузянин: Конечно же, если все-таки будет, в конечном счете, положительное решение, Европейский Союз формально сохранит тот же уровень, который достигнут в последние 3-4 года. Понятно, что здесь есть подспудно некий нефтегазовый интерес, энергетический интерес. Ливия, как известно, страна, экспортирующая энергоресурсы. Хотя это отдельная тема, но это где-то просматривается в мотивации Европейского Союза и всех партнеров, кто общается по этому поводу с Ливией.



Кирилл Кобрин: Мнение московского востоковеда, профессора МГИМО Сергея Лузянина.


XS
SM
MD
LG