Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Вилла Тугендхат в Чехии


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Брно Александра Вагнер.



Никита Татарский: Вилла Тугендхат в городе Брно, образец стиля «функционализм» - один из двенадцати объектов в Чехии, занесенных в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. В конце лета начнется первая в истории здания реконструкция, которая продлится два года и закончится накануне 80-летнего юбилея виллы. Об истории и обитателях виллы Тугендхат рассказывает наш корреспондент.



Александра Вагнер: Вилла Тугендхат пережила время первой Чехословацкой Республики, Вторую мировую войну, приход к власти и долгое правление коммунистов и обретение Чехией независимости. За это время она не потеряла красоту и элегантность. Найти виллу в одном из жилых кварталов моравского города Брно непросто. С улицы виден лишь вход, въезд в гараж и пара узеньких окон, какие бывают в ванных комнатах. Сразу не поверишь, что в доме - три этажа. Продолжает директор виллы Тугендхат, искусствовед Ивета Черна.



Ивета Черна: Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ в то время, в конце 20-х годов, сомневался, принять ли ему заказ на строительство виллы. Брно, по его мнению, был расположен в отдаленной части Европы. Он не был уверен, что качество строительных материалов в тогдашней Чехословакии позволило бы реализовать этот проект. Поэтому в сентябре 1929 года он решил осмотреть место, выделенное под строительство. Земельный участок вдохновил архитектора на разработку проекта. Сегодня мы можем увидеть, что конкретно ему понравилось. Дом расположен на склоне. Все жилые помещения обращены на юг. Из широких окон видна панорама города: шпили собора Святых Петра и Павла, костелы Святого Михаила, Святого Иакова, Святого Томаса, и замок Шпилберг.



Александра Вагнер: Грета Вайсс, дочь текстильщика Альфреда Лоу-Бира, после помолвки с владельцем винного завода Фридрихом Тугендхатом получила подарок от отца - участок земли в районе Черне Поле в моравском городе Брно. Жених и невеста решили построить на этом участке дом еще до свадьбы, поэтому архитектор должен был уложиться в двухлетний срок. Заказчики имели очень поверхностное представление о том, как должно выглядеть их будущее жилище. Но именно это и стало руководством к действию для архитектора. Фриц Тугендхат ненавидел комнаты, «полные фарфоровых фигурок и вязаных вручную салфеток», а его будущая жена Грета желала жить в «просторном, современном и светлом доме простых форм». Будущие муж и жена не поскупились и предоставили в распоряжение архитектора сумму, способную покрыть расходы на строительство 30 обычных семейных вилл.



Ивета Черна: Грета Тугендхат работала в Лиге прав человека. Эта организация оказывала помощь иммигрантам-евреям, которые уже с середины 30-х годов вынуждены были бежать из нацистской Германии. После оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1938 году семье Тугендхат тоже пришлось покинуть страну. Еврейское происхождение Греты ставило под угрозу жизнь всех членов семьи. Последовала эмиграция в Швейцарию, а впоследствии в Венесуэлу. Семья прожила в этом доме лишь 8 лет. В вилле родились два сына - Эрнст а Герберт, а в Южной Америке - дочери Рут и Даниэла.



Александра Вагнер: Когда архитектор Мис ван дер Роэ разрабатывал проект виллы, он придумал новое решение: железобетонные плиты потолка подпирались стальными колоннами. Таким образом, стены, лишенные опорной функции, удалось фактически полностью превратить в широкие стеклянные окна. Эту идею архитектор впоследствии использовал при строительстве небоскребов «Лейк Шор Драйв» в Чикаго и «Сигрэм Билдинг» в Нью-Йорке. Интерьер виллы разрабатывался с не меньшей тщательностью. Доминантой гостиной стала стена из природного оникса, привезенная из Марокко, а также перегородка из палисандра. Мебель Мис ван дер Роэ тоже разрабатывал сам. Это он придумал шкаф-купе и кресла без задних ножек на каркасе из хрома, которые до сих пор в моде.



Ивета Черна: Эта вилла - совершенный технический объект, а также уникальный пример идеи « преемственности пространства», которую придумал архитектор. Человек не должен ощущать смену обстановки, когда он переходит из одной комнаты в другую или даже выходит на улицу. Большие окна стирают границу между внутренностью здания и внешним миром. У входа был установлен фотоэлемент, который всегда подавал сигнал, если в дом пытался пробраться незваный гость. Жалюзи на огромных окнах опускались электрическим мотором. В систему окон входят специальные устройства, которые препятствуют появлению конденсата даже при температуре на улице минус 20 градусов. В доме в те времена уже была не система отопления, но климатизация! Воздух охлаждался при помощи холодной воды, которая падала на камни из моря. За счет этого он обогащался морскими минералами и солями. При строительстве домов в Европе такая система была использована впервые. Еще и по этой причине вилла Тугендхат занесена в список культурного наследия ЮНЕСКО.



Александра Вагнер: Во время Второй мировой войны и немецкой оккупации в вилле располагалось гестапо, после войны - конюшня. Семья Тугендхат пыталась возвратить собственность, но безуспешно. Его национализировали и отдали в распоряжение школы ритмики. В 1992 году именно здесь было подписано соглашение о разделении Чехословакии на два современных государства - Чешскую республику и Республику Словакию. А еще через девять лет вилла Тугендхат вошла в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО, как пример здания в стиле функционализма.


XS
SM
MD
LG